В 1930 года в жизни Михаила Булгакова случился один из самых неожиданных и легендарных эпизодов — телефонный звонок от самого Иосифа Сталина.
Эта история стала символом того, как судьба великого писателя переплеталась с жестокой реальностью советской власти, и как в самые трудные моменты искусство все же находило поддержку.
Творческий кризис и письмо Сталину
К началу 1930 года Булгаков оказался в практически безвыходном положении. Его пьесы запрещали, публикации не выходили, а работать по специальности не давали.
Писатель чувствовал себя «уничтоженным», как он сам писал, и даже подумывал о том, чтобы уехать за границу. В отчаянии он написал письмо в ЦК партии с просьбой либо разрешить эмиграцию, либо помочь с работой в театре.
Звонок, который изменил все
18 апреля 1930 года в квартире Булгакова неожиданно зазвонил телефон. Сначала Михаил Афанасьевич подумал, что это чей-то розыгрыш — ведь ему уже не раз звонили с подобными шутками.
Но когда в трубке раздался голос с грузинским акцентом, который представился Сталиным, сомнений не осталось.
Сталин сказал, что получил письмо Булгакова, обсуждал его с товарищами и решил помочь. Он спросил, не хочет ли писатель уехать за границу, и когда услышал отрицательный ответ, сказал, чтобы писатель обратился в Художественный театр, передает Библиотека Михаила Грачева.
Булгаков и «Дни Турбиных»
В Художественном театре вышла постановка пьесы Булгакова «Дни Турбиных», основанной на романе «Белая гвардия». Эта пьеса была близка Сталину, хотя вождь с критическим взглядом смотрел на белых офицеров.
«Дни Турбиных» прошли в театре почти тысячу раз и стали одним из самых известных произведений Булгакова.
Творческая блокада и «Мастер и Маргарита»
Несмотря на поддержку Сталина, творческая судьба Булгакова оставалась сложной. В 1939 году он написал пьесу «Батум» о молодом Сталине, но постановка была запрещена, что сильно ударило по писателю.
Тогда Булгаков понял, что стал заложником ситуации и должен сломаться перед натиском. В эти же годы Булгаков работал над своим главным произведением — «Мастер и Маргарита».
Первая редакция была сожжена самим автором в 1930 году за месяц до звонка Сталина. Но все же писатель закончил роман. Он вспомнил его и восстановил и последние строки диктовал своей жене, так как сам почти ослеп.
В итоге получилось, что Сталин, стремившийся контролировать литературу, невольно способствовал созданию самого глубокого и мистического романа XX века.
«Не будь того звонка, Булгаков мог бы эмигрировать. Не будь запретов — не было бы той внутренней свободы, которая родила «Мастера и Маргариту», — писал историк Дмитрий Быков.
Значение звонка
Этот звонок дал писателю возможность продолжать работать и не покидать родину, хотя его жизнь и творчество оставались под постоянным давлением.
Булгаков так и не увидел, как его роман стал знаменитым, он умер в марте 1940 года, но успел восстановить свою рукопись. Так что теперь точно понятно, почему«рукописи не горят».