Популярный российский мультфильм «Маша и Медведь» оказался в центре дискуссий. Появились предложения запретить его, аргументируя тем, что он якобы «вредит традиционным ценностям».
Основные претензии сводятся к отсутствию родителей у Маши и наличию в сюжете «добродушного Медведя», который, по мнению критиков, является «мужчиной из соседнего леса» и дает «странный и опасный пример отчуждения для маленького ребенка».
Психолог Анна Вакалюк проанализировала эту критику с точки зрения психологии.
«Опасный пример отчуждения»: психолог развенчивает мифы о Маше и ее «мужчине из леса»
«С точки зрения психологии, критика „Маши и Медведя“ из-за отсутствия родителей необоснованна», — заявляет Вакалюк в беседе с «Городовой».
Она подчеркивает, что дети воспринимают мультфильмы на совершенно ином, символическом уровне. Медведь в данном контексте — это не просто «странный мужчина», а нечто гораздо более значимое.
Архетип заботливого взрослого: как Медведь становится «надежной базой» для ребенка?
«Медведь — это символ, а не „странный мужчина“. Это архетип заботливого взрослого», — объясняет психолог.
Он выполняет функцию «надежной базы» в контексте теории привязанности, обеспечивая ребенку чувство безопасности.
Этот архетип, существующий в культуре многих народов, помогает детям справляться с чувством покинутости и учиться самостоятельно решать проблемы, находясь под символической защитой.
«Символический уровень» восприятия: почему дети видят в Медведе не «странного мужчину»?
«Отсутствие родителей — классический сказочный прием», — отмечает Вакалюк.
Этот прием, используемый во многих народных сказках и литературных произведениях, позволяет сосредоточить сюжет на развитии самостоятельности главного героя, его дружбы и умения решать возникающие проблемы.
«Он позволяет сюжету сосредоточиться на самостоятельности, дружбе и решении проблем под символической защитой положительного героя».
Таким образом, критика мультфильма с точки зрения «вредности» для традиционных ценностей оказывается необоснованной, когда речь идет о детском восприятии и психологических механизмах.
Мультфильм, напротив, может способствовать развитию важных навыков у детей, не искажая при этом их представления о безопасности и заботе.