Современное представление о «Руси» как о единой, сильной державе, объединенной под одной короной, уходит корнями в наше восприятие истории.
Однако, если бы удалось перенестись в XIII век и задать вопрос местному князю: «Вы из Руси?», он, скорее всего, не понял бы, о чем идет речь.
Название страны, которое сегодня кажется очевидным, на деле было размытым и многозначным.
Удивительно, но факт: в достоверных источниках нет ни одного упоминания о том, чтобы князь Александр Невский употреблял слово «Русь» или называл свои земли «Русской».
«Русь» — это миф? Как XIII век переписывает историю нашего названия страны
Знаменитая фраза из фильма Сергея Эйзенштейна «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет! На том стояла и стоит Русская земля!» — это художественная интерпретация.
Историки давно установили, что фраза заимствована из Евангелия, а сам Александр Невский таких слов не говорил — по крайней мере, ничего подобного не найдено в источниках XIII века.
Даже в церковном тексте «Житие Александра Невского», составленном митрополитом Кириллом в начале XIV века, речь идет не о «Руси», а о «земле Суздальской», над которой «заходило солнце».
Это свидетельствует о том, как воспринимали государственность современники: князь правил не страной, а конкретной областью.
«Земля Суздальская» против «Русской земли»: Каким было название страны в эпоху Александра Невского?
Слово «Русь» имеет более раннее происхождение и упоминается в договорах с Византией, где русские князья заключали соглашения «от рода Русского», как зафиксировано в «Повести временных лет».
Термин получил дальнейшее развитие, и «Русская Правда» стала одним из первых правовых кодексов на этих территориях.
Однако, в XI-XII веках «Русь» понималась как локальная территория, в основном связанная с Киевом и землями вдоль правого берега Днепра. Даже термин «Киевская Русь» появился только в XIX веке как научный.
На карте того времени «Русь» охватывала лишь отдельные княжества — Киевское, Черниговское, Переяславское.
Идея единого названия страны отсутствовала; князья распространяли свою власть преимущественно военным путем, а княжества функционировали как независимые государства.
Летописцы использовали понятие «государство» в узком смысле — город и прилегающие земли, что подтверждается «Житием Александра Невского», где он назван правителем «земли Суздальской».
«Белая Русь» и «Росия»: Постепенный переход к национальному имени, минуя Невского
Переломный момент в осмыслении «Руси» наступил с усилением влияния православной церкви. С XII века в титуле митрополитов появилось «всея Руси», что положило начало формированию образа большой страны, объединенной религиозной властью.
«Русь», в этом контексте, стала территорией деятельности киевского митрополита, а не политической власти князей.
«Летописный текст „Слово о погибели Русской земли“ как раз показывает этот новый взгляд — „Русь“ там описана как единое целое», но это еще далеко от политического осмысления.
В обиход князей слово «Русь» вошло значительно позже, а в XIII веке оно употреблялось в основном духовенством и летописцами.
Переход к «России» был постепенным. В XV веке Иван III в письме Папе Римскому назвал себя «князем Белой Руси».
Примерно в то же время появилось слово «Росия» — греческий аналог. На европейских картах XV-XVI веков Московское княжество обозначалось как «Белая Русь», что подчеркивало восприятие его как новой силы, отличной от наследницы Киевской Руси.
Формирование национального имени шло параллельно с политическим объединением и ростом влияния Москвы.
Таким образом, князь Александр Невский, скорее всего, видел себя правителем конкретной области — «земли Суздальской» или «Владимирской», но не «Руси» в современном понимании.
Слово «Русь» как наименование страны — это результат более позднего формирования политической идентичности.