Инвестиции в науку и образование были для российского государства XVIII века не культурной прихотью, а стратегической необходимостью.
- Постоянные войны (от Северной до Семилетней) требовали передовой инженерии, картографии, металлургии.
- Освоение огромных территорий Сибири и Дальнего Востока нуждалось в геодезистах, геологах, натуралистах.
- Управление усложнявшейся империей было невозможно без грамотных чиновников, владеющих не только письмом, но и основами права, статистики, экономики.
Академия наук работала как мозговой центр империи.
- Её экспедиции (Великая Северная экспедиция Беринга, академические экспедиции в Сибирь) расширяли географические и экономические горизонты страны.
- Лаборатории академии совершенствовали технологии производства пороха, стекла, красок.
- Переводческая деятельность обеспечивала доступ к европейским знаниям.
Это была система с чёткой отдачей: каждый рубль, вложенный в Академию, должен был принести практическую пользу государству.
При этом существовала и идеологическая задача.
Просвещение было частью легитимации имперской власти. Монархи, особенно Екатерина II, позиционировали себя как «просвещённые правители», покровители наук и искусств.
Создание образовательных учреждений, поддержка учёных, публикация научных трудов — всё это работало на создание образа России как цивилизованной европейской державы, вышедшей из «варварства».
Петербург становился витриной новой России, демонстрирующей миру её интеллектуальные и культурные достижения.