В 1978 году в советском Ленинграде группа молодых филологов и историков взялась за амбициозный проект — выпуск научного журнала «Метродор».
В этом же издании увидела свет пьеса «Клопы», автором которой был заявлен античный филолог Метродор Лемносский.
Однако, вся эта история оказалась тщательно продуманной литературной мистификацией: и самого Метродора, и его пьесу выдумали создатели журнала.
Эта история, начавшись как игра ума, вскоре приобрела совершенно новое, музыкальное измерение.
“Клопы” и Метродор: от слова к звуку
Пьеса «Клопы» и ее несуществующий автор Метродор Лемносский были опубликованы не только в журнале «Метродор», но и в самиздатовском журнале «Часы», что свидетельствовало о растущем интересе к этой мистификации.
Но настоящую сенсацию вызвал Сергей Курехин — пионер советского андеграунда, петербургский композитор, музыкант и, как оказалось, непревзойденный мастер мистификаций.
Спустя четыре года после публикации «Клопов», в феврале 1982 года, Курехин представил публике концерт «воссозданной» музыки Метродора Лемносского.
Событие состоялось в Клубе современной музыки при Доме культуры имени Ленсовета. Таким образом, слушатели оказались на концерте выдуманной музыки вымышленного персонажа, созданного, в свою очередь, совершенно реальными людьми.
Гений мистификаций: Курехин и его “вирусные” идеи
Сергея Курехина по праву называли гением мистификаций. Его творчество было не просто музыкой, а настоящим перформансом, игрой с реальностью и восприятием аудитории.
Одной из самых известных его выходок стала история про «Ленина-гриб», которая буквально взорвала медиапространство.
Курехин сумел превратить абсурдную идею в мощный культурный феномен, заставив многих задуматься о природе правды и вымысла.
Не менее колоритными были и другие его высказывания, например, идея о том, что «Горбачев — это стрекоза, а Ельцин — это явный барсучок».
Эти заявления, поданные с фирменным курехинским юмором и артистизмом, становились настоящими «медиавирусами», распространяясь и обрастая новыми смыслами.
От филологии к музыке: парадоксы творчества
История с Метродором Лемносским и его музыкой — яркий пример того, как одна мистификация порождает другую, выходя за рамки первоначального замысла.
Начиналось все с литературной игры филологов, а закончилось музыкальным концертом, где абсурд и гениальность слились воедино.
Курехин, взяв за основу вымышленного персонажа и его несуществующее творчество, создал реальное произведение искусства, которое запомнилось зрителям и слушателям.
Его способность создавать резонанс, заставлять публику сомневаться, смеяться и размышлять — вот что делало его уникальным.
Концерт выдуманной музыки несуществующего композитора — это лишь один из штрихов в многогранном портрете гения, который всегда шел своим путем, бросая вызов обыденности.