Собор Казанской иконы Божьей матери в Санкт-Петербурге часто вызывает споры у историков и архитекторов.
Это второй по значимости храм Петербурга после Исаакиевского, но его облик заметно выделяется — настолько, что многие видят в нем не классический православный собор, а нечто иное. Чем же объяснить такую особенность?
Канонический ли это храм?
Что значит «канонический» для православного собора? Как утверждают специалисты, «архитектура православного храма строго не регламентирована, в отличии, например, от иконописи».
Традиции есть, но они не предписывают обязательной формы. Первые каменные храмы были очень простыми — белеными, с медными куполами, позже покрывались золотом.
Одновременно возникали школы владимиро-суздальская, новгородско-псковская, киево-черниговская. Со временем, как заметил исследователь, «с XVIII века архитектурные стили стали меняться один за одним».
Отступления от традиций не были редкостью — и именно поэтому наши православные соборы столь разнообразны.
Казанский собор — проект-подражание
Однако Казанский собор выделяется намного сильнее остальных. Даже Исаакиевский смотрится привычнее на фоне собратьев.
Главная причина — собор создавался как дань главному католическому храму мира — собору Святого Петра в Ватикане.
Как пишет историк, «Казанский собор — первый в России, построенный чисто в европейском стиле». Это был проект подражания, задуман Павлом I, человеком с необычными политическими и религиозными взглядами.
«Сердцем я католик» — вера и политика Павла I
Фраза «сердцем я католик» приписывается императору Павлу I — по свидетельству иезуита патера Грубера, близкого конфидента императора. Павел мечтал о сближении православия и католичества.
Как известно, «Павел-I желал объединения христиан», что могло быть вызвано не только личными убеждениями, но и сложной международной ситуацией — революцией во Франции, нападением Наполеона и угрозой для Папы Римского.
Исторический контекст объединения церквей
Во Франции была начата политика «дехристианизации». Папа Пий VI был изгнан, Римская республика провозглашена.
Россия, в которой Павел предоставил приют Мальтийскому ордену, пыталась создать союз религий в ответ на «вселенское зло», под которым Павел подразумевал революцию.
По словам императора, «Союз религий есть самая сильная преграда на пути распространения вселенского зла».
Тиран или реформатор?
Образ Павла I в истории противоречив. Он был «человеком со странностями, маниакально подозрительный», но, как подчеркнул В. О. Ключевский, «в основе правительственной политики лежали серьезные помыслы и начала, заслуживающие наше полное сочувствие».
Конкурс на проект собора с европейским стилем объявлен в 1799 году как выражение этих идей.
Символика собора и судьба императора
Казанский собор должен был стать символом объединения христианских церквей — возможно, главной целью Павла I. Однако спутником проекта стала политика сражений и интриг: отношения с Наполеоном, Англией и Ватиканом были непростыми.
Павел был убит в марте 1801 года — возможно, из-за своих стремлений к переменам и союзу.
Наследие и архитектура
Строительство собора при Александре I продолжилось — «храм и политика отца были чужды» новому императору, но проект был слишком масштабным, чтобы быть свернутым.
На Невском проспекте появился «самый необычный православный храм» — памятник эпохе перемен, смесь культур и религий.