Последние новости
Теги
Категории

«Сердцем я католик»: почему Казанский собор в Петербурге не похож на православный храм

Казанский собор
«Сердцем я католик»: почему Казанский собор в Петербурге не похож на православный храм
globallookpress/Maksim Konstantinov

Секрет необычного облика Казанского собора, скрытый в католических мотивах.

Собор Казанской иконы Божьей матери в Санкт-Петербурге часто вызывает споры у историков и архитекторов.

Это второй по значимости храм Петербурга после Исаакиевского, но его облик заметно выделяется — настолько, что многие видят в нем не классический православный собор, а нечто иное. Чем же объяснить такую особенность?

Канонический ли это храм?

Что значит «канонический» для православного собора? Как утверждают специалисты, «архитектура православного храма строго не регламентирована, в отличии, например, от иконописи».

Традиции есть, но они не предписывают обязательной формы. Первые каменные храмы были очень простыми — белеными, с медными куполами, позже покрывались золотом.

Одновременно возникали школы владимиро-суздальская, новгородско-псковская, киево-черниговская. Со временем, как заметил исследователь, «с XVIII века архитектурные стили стали меняться один за одним».

Отступления от традиций не были редкостью — и именно поэтому наши православные соборы столь разнообразны.

Казанский собор — проект-подражание

Однако Казанский собор выделяется намного сильнее остальных. Даже Исаакиевский смотрится привычнее на фоне собратьев.

Главная причина — собор создавался как дань главному католическому храму мира — собору Святого Петра в Ватикане.

Как пишет историк, «Казанский собор — первый в России, построенный чисто в европейском стиле». Это был проект подражания, задуман Павлом I, человеком с необычными политическими и религиозными взглядами.

«Сердцем я католик» — вера и политика Павла I

Фраза «сердцем я католик» приписывается императору Павлу I — по свидетельству иезуита патера Грубера, близкого конфидента императора. Павел мечтал о сближении православия и католичества.

Как известно, «Павел-I желал объединения христиан», что могло быть вызвано не только личными убеждениями, но и сложной международной ситуацией — революцией во Франции, нападением Наполеона и угрозой для Папы Римского.

Исторический контекст объединения церквей

Во Франции была начата политика «дехристианизации». Папа Пий VI был изгнан, Римская республика провозглашена.

Россия, в которой Павел предоставил приют Мальтийскому ордену, пыталась создать союз религий в ответ на «вселенское зло», под которым Павел подразумевал революцию.

По словам императора, «Союз религий есть самая сильная преграда на пути распространения вселенского зла».

Тиран или реформатор?

Образ Павла I в истории противоречив. Он был «человеком со странностями, маниакально подозрительный», но, как подчеркнул В. О. Ключевский, «в основе правительственной политики лежали серьезные помыслы и начала, заслуживающие наше полное сочувствие».

Конкурс на проект собора с европейским стилем объявлен в 1799 году как выражение этих идей.

Символика собора и судьба императора

Казанский собор должен был стать символом объединения христианских церквей — возможно, главной целью Павла I. Однако спутником проекта стала политика сражений и интриг: отношения с Наполеоном, Англией и Ватиканом были непростыми.

Павел был убит в марте 1801 года — возможно, из-за своих стремлений к переменам и союзу.

Наследие и архитектура

Строительство собора при Александре I продолжилось — «храм и политика отца были чужды» новому императору, но проект был слишком масштабным, чтобы быть свернутым.

На Невском проспекте появился «самый необычный православный храм» — памятник эпохе перемен, смесь культур и религий.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью