В наше время купить машину — дело несложное. Деньги в кармане есть, пришел в салон, выбрал цвет, подписал пару бумажек и вуаля — ты уже король дороги.
А вот в СССР это была целая эпопея, как поиск иголки в стоге сена, только иголка — это машина, а сено — бюрократия и очереди.
Как же машина доставалась советскому человеку?
Первый этап — написать заявление на работе. То есть нужно было сначала объяснить всему коллективу, что именно ты достоин, а не сосед Вася из соседнего отдела.
По факту, завод мог выделить пять машин, а претендентов на них — пару сотен. Так что шансы — как выиграть в лотерею, где джекпот — «Волга».
Кстати, «Волгу» получал замдиректора, «Москвичи» — начальники, а простым смертным только «Запорожец», пишет журнал За рулем.
Вот такой советский автопром: ты не просто покупаешь машину — ты выигрываешь главную лотерею страны.
Очередь и «романтика» бюрократии
Когда заявление отправлено, начинается настоящее испытание терпения: справки о доходах, подтверждения, что ты не мафиози с деньгами из подворотни, и ожидание.
Ждать можно и пять, и семь лет, а кто-то и до пенсии. Когда же наконец в почтовый ящик падает заветная открытка — это как приглашение на свадьбу.
Так, остается всего несколько дней, чтобы рвануть в автомагазин с деньгами, документами и крепкими нервами.
Только вот увидеть автомобиль не получится — там выставлялись только каталоги и плакаты с изображениями моделей.
Коррупция и дефицит — как спецприправы
Если хочется машину определенного цвета, то официальный путь — долгая и безнадежная очередь. Неофициальный — аккуратная кучка рублей сотрудникам склада.
Но тот, кому досталась такая машина, автоматически исключал из очереди кого-то другого — распределение транспортных средств не было справедливым.
Подержанное авто — «счастливая лотерея»
Любая подержаная машина стоила дороже новой! Почему? Потому что новую ждать — годы мучений, а с б/у — хоть сегодня садись за руль.
Вот только продашь машину и в очередь на новую уже не станешь. Дебет с кредитом: продал, как будто говоришь государству, что тебе машину больше не надо.
Иномарки — мечта романтика
Западные машины были как инопланетяне в СССР. Если тебе и удавалось добраться до иномарки — это была история, как если бы пришла Фортуна и сказала: «Сегодня твой день!»
Иномарку могли привезти только дипломаты, моряки, или друзья из заграницы, которые имели не просто крепкие связи.
Вот так и жил советский автолюбитель — в мире очередей, заявлений и «цвета автомобиля, который ты заслужил». Машина была не просто техникой, а символом победы над системой.
А теперь — спасибо современности, что тихо и мирно продает нам «железных коней» без таких драм и приключений.