Последние новости
Теги
Категории

СССР на колесах: почему советская машина была мечтой на вырост

Волга
СССР на колесах: почему советская машина была мечтой на вырост
Global Look Press / Aleksey Smyshlyaev

Чтобы стать счастливым обладателем автомобиля, нужно было пройти настоящий квест.

В наше время купить машину — дело несложное. Деньги в кармане есть, пришел в салон, выбрал цвет, подписал пару бумажек и вуаля — ты уже король дороги.

А вот в СССР это была целая эпопея, как поиск иголки в стоге сена, только иголка — это машина, а сено — бюрократия и очереди.

Как же машина доставалась советскому человеку?

Первый этап — написать заявление на работе. То есть нужно было сначала объяснить всему коллективу, что именно ты достоин, а не сосед Вася из соседнего отдела.

По факту, завод мог выделить пять машин, а претендентов на них — пару сотен. Так что шансы — как выиграть в лотерею, где джекпот — «Волга».

Кстати, «Волгу» получал замдиректора, «Москвичи» — начальники, а простым смертным только «Запорожец», пишет журнал За рулем.

Вот такой советский автопром: ты не просто покупаешь машину — ты выигрываешь главную лотерею страны.

Очередь и «романтика» бюрократии

Когда заявление отправлено, начинается настоящее испытание терпения: справки о доходах, подтверждения, что ты не мафиози с деньгами из подворотни, и ожидание.

Ждать можно и пять, и семь лет, а кто-то и до пенсии. Когда же наконец в почтовый ящик падает заветная открытка — это как приглашение на свадьбу.

Так, остается всего несколько дней, чтобы рвануть в автомагазин с деньгами, документами и крепкими нервами.

Только вот увидеть автомобиль не получится — там выставлялись только каталоги и плакаты с изображениями моделей.

Коррупция и дефицит — как спецприправы

Если хочется машину определенного цвета, то официальный путь — долгая и безнадежная очередь. Неофициальный — аккуратная кучка рублей сотрудникам склада.

Но тот, кому досталась такая машина, автоматически исключал из очереди кого-то другого — распределение транспортных средств не было справедливым.

Подержанное авто — «счастливая лотерея»

Любая подержаная машина стоила дороже новой! Почему? Потому что новую ждать — годы мучений, а с б/у — хоть сегодня садись за руль.

Вот только продашь машину и в очередь на новую уже не станешь. Дебет с кредитом: продал, как будто говоришь государству, что тебе машину больше не надо.

Иномарки — мечта романтика

Западные машины были как инопланетяне в СССР. Если тебе и удавалось добраться до иномарки — это была история, как если бы пришла Фортуна и сказала: «Сегодня твой день!»

Иномарку могли привезти только дипломаты, моряки, или друзья из заграницы, которые имели не просто крепкие связи.

Вот так и жил советский автолюбитель — в мире очередей, заявлений и «цвета автомобиля, который ты заслужил». Машина была не просто техникой, а символом победы над системой.

А теперь — спасибо современности, что тихо и мирно продает нам «железных коней» без таких драм и приключений.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью