История этой необычной дачи начинается задолго до ее постройки, на землях, принадлежавших знатному роду Строгановых.
В XVIII веке эта территория перешла к барону Сергею Строганову, а затем по наследству к его внуку, графу Павлу Александровичу Строганову.
Павел был женат на княжне Софье Голицыной — дочери той самой Натальи Голицыной, прозванной «усатой княгиней», которая, как принято считать, послужила прообразом графини в пушкинской «Пиковой даме».
От Строгановых к Салтыковым: литературные связи и семейные трагедии
У Павла и Софьи родилось пятеро детей, но семейное счастье омрачилось страшной трагедией — их единственный сын погиб на войне.
Убитый горем Павел Строганов потерял интерес к жизни, а после его смерти владения были разделены между дочерями. Земли у Чёрной речки, ставшие местом будущей дачи, достались средней дочери — Елизавете.
В 1827 году Елизавета вышла замуж за князя Ивана Салтыкова.
В качестве свадебного подарка от отца она получила не только земли, но и огромное по тем временам приданое.
Князь Иван был страстным коллекционером оружия и доспехов — это было главным увлечением его жизни. К несчастью, Иван Салтыков отличался слабым здоровьем и очень рано ушел из жизни в 1832 году.
В память о любимом муже и чтобы разместить его обширную коллекцию, Елизавета решила построить на своих загородных владениях необычный особняк.
Архитектурная причуда: ложноготика, коллекция и исчезнувшие интерьеры
Выбор стиля для новой дачи был неслучайным. В то время в Петербурге действовал запрет Павла I на готическую архитектуру, но на «загород» это правило не распространялось.
И именно готический стиль, с его романтическим флером средневековья, идеально подходил для размещения рыцарских доспехов и оружия.
Так на землях Елизаветы Салтыковой появился особняк в стиле ложной, или псевдоготики.
Строительство поручили бывшему крепостному князей Голицыных — талантливому архитектору Петру Садовникову. Отделкой фасадов и интерьеров занимался Гаральд Боссе.
К 1843 году здание было готово. Краснокирпичный особняк с причудливыми белыми башенками и зубцами был окружен пейзажным парком (часть которого сохранилась как Строгановский сад), а к главному входу вели ворота в псевдо-тюдоровском стиле — они, к счастью, сохранились до наших дней.
На первом этаже дачи находился специальный зал для коллекции Ивана Салтыкова.
Источники описывают его великолепное убранство: нижняя часть стен, дверные и оконные проемы были облицованы дубовыми панелями, потолок украшала лепнина в стиле английских замков эпохи Ренессанса, а зал освещал камин из розового мрамора с деревянной резьбой.
Это было пространство, созданное для хранения и демонстрации уникального собрания. Увы, из всего этого роскошного убранства до наших дней не сохранилось ничего.
Испытания временем: от больницы до магазина
После смерти Елизаветы Салтыковой в 1868 году дача переходила по наследству ее потомкам, пока после революции 1917 года ее судьба не изменилась кардинально.
Здание начало долгий путь перепрофилирования: здесь размещались филиал больницы, молочная ферма, начальная школа, различные отделения больницы (родильное, туберкулезное) и профилакторий.
Самым разрушительным периодом стало строительство станции метро «Черная речка» в конце 1970-х.
Использование здания в качестве прорабской, а главное — работы по сооружению наклонного хода метро — привели к серьезной усадке и подвижке грунтов.
Фундамент дачи был поврежден, здание перекосилось. Оставленное открытым после окончания работ, оно быстро лишилось остатков декора, паркета и каминов.
В 1970-х и 1980-х годах дача дважды горела. И вот здесь появляется самый неожиданный факт: поврежденное здание дачи успело стать декорацией!
Именно здесь в 1979 году снимали один из эпизодов легендарного советского телефильма о Шерлоке Холмсе — «Кровавая надпись». Кадры с обгоревшими стенами дачи Салтыковой навсегда запечатлели ее состояние в тот непростой период.
К счастью, история дачи не закончилась полным разрушением. В 1995 году здание было включено в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
А в конце 1990-х годов началась его реставрация. Сегодня особняк, выглядящий словно новый, занимает коммерческие помещения. От былого великолепия интерьеров почти ничего не осталось, кроме отреставрированных плафонов потолков первого этажа.
Но въездные ворота по-прежнему встречают посетителей, напоминая о псевдоготической даче, видевшей многое: от семейных историй Романовых и литературных прототипов до съемок о великом сыщике и современной городской жизни у метро «Черная речка».