Сегодня кажется немыслимым, но почти полвека после трагической гибели Пушкина в России не было ни одного памятника поэту.
Лишь во второй половине XIX века общественность всерьез заговорила о том, что эту историческую несправедливость пора исправить.
Первой в гонку вступила Москва — родина поэта.
В 1880 году на Тверском бульваре был торжественно открыт знаменитый монумент работы скульптора Александра Опекушина.
Петербург, город, где Пушкин жил, творил и погиб, оказался в роли догоняющего, и это задело самолюбие столицы.
Ответ Петербурга: улица без поэта
Реакция последовала незамедлительно. Городская Дума решила действовать с размахом.
В 1881 году бывшую Компанейскую улицу, расположенную недалеко от Лиговского проспекта, переименовали в Пушкинскую. Парадокс заключался в том, что сам поэт здесь никогда не жил, да и район этот в его времена еще толком не существовал.
Но это было только начало. Владельцы домов на новой улице проявили инициативу и на свои средства разбили в ее центре небольшой уютный сквер. Место для будущего памятника было готово.
Проект поручили известному архитектору Николаю Бенуа, а бронзовую фигуру поэта отлили по одному из конкурсных вариантов все того же Опекушина, который не прошел для московского памятника.
Петербургу досталась скульптура "второго выбора", но это уже никого не смущало.
Торжественное открытие состоялось в августе 1884 года. На церемонии присутствовали сын поэта Александр Александрович Пушкин, видные деятели культуры и городское начальство.
Памятник в цифрах и фактах
Параметр | Описание |
---|---|
Скульптор | Александр Опекушин |
Архитектор | Николай Бенуа |
Дата открытия | 7 августа 1884 года |
Материал | Бронза, черный гранит |
Высота | Около 5 метров (фигура — 2,05 м) |
Стоимость | 10 000 рублей |
Скульптор изобразил Пушкина в полный рост, в сюртуке и плаще. Поэт стоит в задумчивой позе со скрещенными на груди руками, прижимая к боку книгу. На гранитном постаменте высечены строки из его стихотворений.
"Самый мещанский и пошлый": критика и спасение
Отзывы современников на новый памятник были, мягко говоря, неоднозначными.
Особенно язвительно высказался писатель Александр Куприн, назвавший монумент "самым мещанским, пошлым, жалким, худосочным" и "идейным ничтожеством".
Но самое серьезное испытание ждало памятник впереди.
В 1930-х годах, в разгар сталинских репрессий, было решено его демонтировать как не представляющий художественной ценности.
Об этом событии оставила пронзительные воспоминания Анна Ахматова. Когда в сквер приехал кран, чтобы снести монумент, произошло невероятное.
"…дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой рев, что пришлось позвонить куда следует и спросить, как быть. Ответили: "Оставьте им памятник", — грузовик уехал пустой".
Ахматова добавляла, что у многих из этих малышей в то страшное время уже не было отцов, но защищать своего Пушкина они считали священной обязанностью.
Городские легенды
Памятник, выстоявший в самые тяжелые годы, оброс своими городскими легендами, которые жители передают до сих пор. Есть две самые популярные версии, объясняющие его появление:
-
Романтическая. "Один господин, желая по утрам здороваться с Пушкиным, дал денег на установку памятника, стоящего прямо напротив его балкона".
-
Мстительная. "Одна дама, будучи в молодости отвергнутой Пушкиным, чтобы отомстить ему, дала денег на установку памятника так, чтобы он всегда смотрел в ее окна и помнил, кого он потерял".
Могло ли такое быть на самом деле? Учитывая, что памятник поставили через 47 лет после смерти поэта, вряд ли. Но именно такие истории делают холодный бронзовый монумент по-настоящему живой частью города.