Последние новости
Теги
Категории

Невидимый курьер под землей: как работала пневмопочта Петербурга

Пневмопочта
Невидимый курьер под землей: как работала пневмопочта Петербурга
Городовой ру

Под мостовыми Почтамтской улицы, в полной темноте, со свистом проносились латунные капсулы, доставляя срочные телеграммы быстрее любого гонца. Это не сцена из романа Жюля Верна, а реальная технология, которая почти полвека была тайной кровеносной системой петербургской связи — пневматическая почта.

В конце XIX века скорость решала все. Телеграф позволял мгновенно передавать сообщения на огромные расстояния, но здесь возникала логистическая проблема.

Главный телеграф, куда приходили все телеграммы, находился в одном здании, а Главпочтамт, откуда их разносили адресатам по городу, — в другом, хоть и по соседству.

Расстояние между ними — всего несколько сотен метров, но каждую бумажную ленточку нужно было физически доставить.

Отправлять на это короткое расстояние мальчика-рассыльного было долго (особенно в непогоду) и неэффективно. Требовалось решение из будущего.

Труба под землей

И такое решение нашли, подсмотрев его в европейских столицах — Берлине, Париже и Лондоне.

В 1880-х годах между зданиями Главпочтамта и Центрального телеграфа была проложена подземная пневматическая линия. Это было настоящее инженерное чудо для своего времени.

Как это было устроено:

  • Трубопровод: под землей проложили две параллельные латунные трубы диаметром около 6.5 сантиметров. Одна труба работала на отправку, другая — на прием.

  • Силовая установка: в подвале одного из зданий разместили мощные компрессоры и вакуумные насосы. Один агрегат создавал в трубе избыточное давление, буквально “выстреливая” капсулу, а другой — разрежение, “всасывая” ее с другого конца.

  • Капсулы (“патроны”): сообщения помещались в специальные цилиндрические капсулы — “патроны”. Они были сделаны из латуни или алюминия и обтянуты войлоком или кожей, чтобы плотно прилегать к стенкам трубы и мягко скользить внутри. В один патрон помещалось до 15-20 телеграмм.

Минута — и на месте!

Процесс отправки был доведен до автоматизма.

Телеграфист принимал сообщение, складывал бумажный бланк, помещал его в патрон и загружал в приемное устройство, похожее на небольшой шлюз.

Затем оператор нажимал рычаг, и патрон с характерным свистом и шипением улетал в трубу.

Сквозь темноту подземелья, под копытами лошадей и колесами пролеток, капсула мчалась со скоростью около 40 км/ч.

Всего через одну-две минуты на другом конце линии раздавался звонок, и патрон вылетал в приемный лоток.

Параметр Курьер-рассыльный Пневмопочта
Скорость доставки 10-20 минут (в зависимости от погоды и расторопности) 1-2 минуты
Надежность Зависит от человеческого фактора (мог потерять, промокнуть) и погоды. 100%. Работала в любую погоду, 24/7.
Пропускная способность Ограничена количеством курьеров. Практически непрерывный поток сообщений.
Конфиденциальность Относительная. Высокая. Закрытая система.

Закат эпохи и наследие

Петербургская пневмопочта была не единственной в России, подобные системы существовали и в Москве, но столичная была одной из самых загруженных.

Она исправно работала десятилетиями, пережив революцию и смену названий города.

Что же ее погубило? Тот же самый технический прогресс. Сначала распространение телефона, а затем появление телекса (телетайпа) сделали физическую пересылку бумажных телеграмм ненужной.

Телекс позволял печатать сообщение сразу у получателя, минуя стадию курьера или капсулы.

К середине XX века подземные трубы замолчали. Технология, которая была верхом инженерной мысли, ушла в прошлое, став достоянием архивов и городских легенд.

Сегодня, проходя мимо величественного здания Главпочтамта, трудно представить, что глубоко под ногами до сих пор лежат забытые латунные трубы — молчаливые свидетели эпохи, когда информация мчалась сквозь темноту подземелий, опережая свое время.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏 1
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью