В конце XIX века скорость решала все. Телеграф позволял мгновенно передавать сообщения на огромные расстояния, но здесь возникала логистическая проблема.
Главный телеграф, куда приходили все телеграммы, находился в одном здании, а Главпочтамт, откуда их разносили адресатам по городу, — в другом, хоть и по соседству.
Расстояние между ними — всего несколько сотен метров, но каждую бумажную ленточку нужно было физически доставить.
Отправлять на это короткое расстояние мальчика-рассыльного было долго (особенно в непогоду) и неэффективно. Требовалось решение из будущего.
Труба под землей
И такое решение нашли, подсмотрев его в европейских столицах — Берлине, Париже и Лондоне.
В 1880-х годах между зданиями Главпочтамта и Центрального телеграфа была проложена подземная пневматическая линия. Это было настоящее инженерное чудо для своего времени.
Как это было устроено:
-
Трубопровод: под землей проложили две параллельные латунные трубы диаметром около 6.5 сантиметров. Одна труба работала на отправку, другая — на прием.
-
Силовая установка: в подвале одного из зданий разместили мощные компрессоры и вакуумные насосы. Один агрегат создавал в трубе избыточное давление, буквально “выстреливая” капсулу, а другой — разрежение, “всасывая” ее с другого конца.
-
Капсулы (“патроны”): сообщения помещались в специальные цилиндрические капсулы — “патроны”. Они были сделаны из латуни или алюминия и обтянуты войлоком или кожей, чтобы плотно прилегать к стенкам трубы и мягко скользить внутри. В один патрон помещалось до 15-20 телеграмм.
Минута — и на месте!
Процесс отправки был доведен до автоматизма.
Телеграфист принимал сообщение, складывал бумажный бланк, помещал его в патрон и загружал в приемное устройство, похожее на небольшой шлюз.
Затем оператор нажимал рычаг, и патрон с характерным свистом и шипением улетал в трубу.
Сквозь темноту подземелья, под копытами лошадей и колесами пролеток, капсула мчалась со скоростью около 40 км/ч.
Всего через одну-две минуты на другом конце линии раздавался звонок, и патрон вылетал в приемный лоток.
Параметр | Курьер-рассыльный | Пневмопочта |
---|---|---|
Скорость доставки | 10-20 минут (в зависимости от погоды и расторопности) | 1-2 минуты |
Надежность | Зависит от человеческого фактора (мог потерять, промокнуть) и погоды. | 100%. Работала в любую погоду, 24/7. |
Пропускная способность | Ограничена количеством курьеров. | Практически непрерывный поток сообщений. |
Конфиденциальность | Относительная. | Высокая. Закрытая система. |
Закат эпохи и наследие
Петербургская пневмопочта была не единственной в России, подобные системы существовали и в Москве, но столичная была одной из самых загруженных.
Она исправно работала десятилетиями, пережив революцию и смену названий города.
Что же ее погубило? Тот же самый технический прогресс. Сначала распространение телефона, а затем появление телекса (телетайпа) сделали физическую пересылку бумажных телеграмм ненужной.
Телекс позволял печатать сообщение сразу у получателя, минуя стадию курьера или капсулы.
К середине XX века подземные трубы замолчали. Технология, которая была верхом инженерной мысли, ушла в прошлое, став достоянием архивов и городских легенд.
Сегодня, проходя мимо величественного здания Главпочтамта, трудно представить, что глубоко под ногами до сих пор лежат забытые латунные трубы — молчаливые свидетели эпохи, когда информация мчалась сквозь темноту подземелий, опережая свое время.