"Маркизовой лужей" флотские офицеры в начале XIX века прозвали восточную часть Финского залива — мелководное пространство между Санкт-Петербургом и островом Котлин, где расположен Кронштадт.
А "виновником" появления этого прозвища стал морской министр Российской империи (1811–1828 гг.) — маркиз Жан-Батист де Траверсе.
Французский аристократ, бежавший от революции, он сделал в России блестящую карьеру. Однако период его руководства флотом совпал с резким сокращением морской активности.
Грозные корабли Балтийского флота почти перестали выходить в дальние походы. Все учения и маневры проводились в пределах видимости кронштадтских фортов.
Фактически, могучий флот оказался заперт в этой самой "луже".
Версия первая: слухи и неприязнь
Конечно, недоброжелатели маркиза, которых среди русских морских офицеров было немало, нашли этому простое объяснение. По флоту поползли слухи, что всему виной личные качества министра-иностранца:
-
Морская болезнь: якобы маркиз не выносил качки.
-
Трусость и лень: ему приписывали нежелание брать на себя ответственность за дальние экспедиции.
-
Незнание русского языка: де Траверсе действительно плохо говорил по-русски и издавал указы на французском, что вызывало раздражение.
Эти слухи создали образ недалекого бюрократа, который из-за личных страхов "маринует" флот у берега.
Версия вторая: суровая реальность
Однако подлинная причина была куда прозаичнее и не зависела от личных качеств маркиза. Взгляд правительства в те годы был прагматичен и сосредоточен на суше.
-
Недостаток финансирования. Россия вела тяжелейшие войны с наполеоновской Францией и ее союзниками. Все ресурсы уходили на содержание сухопутной армии, и на флот денег попросту не оставалось.
-
Политический союз. Главной морской державой мира была Великобритания, с которой у России в тот момент был союз. "Владычица морей" надежно прикрывала морские рубежи, и острая необходимость в содержании дорогостоящего океанского флота для России временно отпала.
Маркиз де Траверсе был лишь исполнителем этой государственной политики, направленной на строжайшую экономию.
Наследие: от Антарктиды до городского фольклора
Несмотря на критику и обидное прозвище, именно под руководством де Траверсе была организована одна из величайших морских экспедиций в истории.
В 1819 году он снарядил в кругосветное плавание шлюпы "Восток" и "Мирный" под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Результатом этого похода, который состоялся вопреки тотальной экономии, стало открытие Антарктиды.
Благодарные мореплаватели назвали в честь морского министра архипелаг из трех островов — острова Траверсе.
Так и получилось, что имя одного и того же человека связано и с величайшим географическим открытием, и с уничижительным прозвищем для Невской губы.
Со временем выражение "Маркизова лужа" прочно вошло в петербургский фольклор, и некоторые горожане до сих пор используют его, чтобы иронично подчеркнуть мелководность залива или просто вспомнить любопытную страницу из истории города и его флота.