История станции метро «Дачное» — пример смелого и эффективного, но временного решения, которое оставило глубокий след в развитии петербургского метро.
С 1966 по 1977 год она была единственной открытой наземной станцией в городе — своеобразным экспериментом в условиях острой необходимости.
Появление «Дачного»: транспортный вызов юго-запада
В начале 1960-х на юго-западе Ленинграда, в районе, примыкающем к «Дачному», развернулось масштабное жилищное строительство.
Новые жилые массивы требовали развитой транспортной инфраструктуры — а конечной станцией метро тогда было лишь «Автово».
«Ее мощности уже не справлялись и требовалось срочное, бюджетное решение для связи с новым районом», — объясняют историки
Выходом стало строительство временной станции прямо на территории строящегося электродепо «Автово».
Архитектор Ксения Афонская спроектировала открытую наземную платформу — островную, длиной 102 метра, рассчитанную на пятивагонные составы.
Ее покрывал двухконсольный навес на железобетонных колоннах — а у пассажиров были деревянные скамьи для комфорта.
Особенности работы станции «Дачное»
Станция была тупиковой с двумя путями по обе стороны платформы. Поезда поочередно прибывали на соседние пути — пассажиры высаживались и садились, затем составы отправлялись обратно.
Для маневра перед станцией устроили перекрестный съезд. Выход в город вел к застекленному кассовому вестибюлю, выходившему на Трамвайный проспект.
За 11 лет «Дачное» стала неотъемлемой частью городской жизни.
Ее кадры можно увидеть в фильмах студии «Ленфильм» — «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) и «Шаг навстречу» (1975).
В «Цвете белого снега» (1970) станция даже стала декорацией для действия, а героиня — контролером.
Почему «Дачное» было временным решением?
Эксплуатация выявила основные недостатки открытой станции — суровый климат Петербурга создавал сильный дискомфорт пассажирам и персоналу.
Летний дождь или зимний ветер были неустранимой проблемой.
Рост состава поездов с пяти до шести вагонов сделал платформу слишком короткой — пассажиры последнего вагона выходили лишь через пару дверей, что становилось небезопасно.
В 1977 году, после запуска участка «Автово» — «Проспект Ветеранов», станцию закрыли.
Как сообщает официальный сайт "Метро Санкт-Петербурга", путь и большая часть платформы были демонтированы, а уцелевшая часть встроена в здание МРЭО-5 ГИБДД по адресу Трамвайный проспект, дом 18, литера А.
Наследие «Дачного» и изменения в проектировании метро
Опыт «Дачного» стал уроком для проектировщиков. Открытые наземные станции в климате Петербурга признали нежизнеспособными.
Все последующие станционные комплексы на поверхности — «Девяткино», «Парнас», «Рыбацкое», «Купчино» — были построены с полноценными павильонами, надежно защищающими пассажиров от непогоды.