История любви Петербурга к кофе началась еще при его основателе.
Именно Петр I первым завез экзотический напиток на берега Невы, буквально принуждая подданных как следует распробовать его вкус.
В ту эпоху, когда чай был архаичной, привычной традицией, кофе воспринимался как нечто совершенно новое, символ европеизма, модное и современное.
Как отмечают маркетологи, кофе в Петербурге петровских времен был сродни современному айфону.
«Если ты пьешь кофе — ты модный, современный, а если чай, ты москвич, житель глубинки — провинциал», — поясняет маркетолог Антон Вуйма.
Эта традиция, заложенная более 300 лет назад, создала исторический код, который, как считают эксперты, сыграл на руку и современным предпринимателям.
«Эспрессо-революция» и ее движущие силы
Сегодня Петербург переживает настоящий «кофейный бум».
Эксперты называют это явление «эспрессо-революцией», которая случилась «в нужном месте».
Прибыльность кофе-бизнеса оценивается очень высоко, иногда достигая 600–700%, что даже сравнивают с выгодой от нефтедобычи. Кофе занимает вторую строчку в списке самых ценных товаров в мире, сразу после нефти.
Это «черное золото» нашего времени, и, кажется, слезть с этой «кофейной иглы» получится едва ли, потому что спрос постоянно растет.
Большую роль в развитии современной кофейной культуры сыграли пионеры бизнеса. Например, британец Кристофер Спейрс в конце 90-х был одним из первых, кто открыл для России новый подход — поставку и обжарку отборных кофейных зерен.
Его небольшое кафе в центре Петербурга, где можно было попробовать «настоящий кофе», стало местом притяжения в то время, когда качественный кофе был почти деликатесом.
Как говорит сам Кристофер Спейрс, «Раньше был рынок, где кофе растворимый плохого качества.
За последние десять лет многие кофейни открываются — качество каждый год лучше и лучше, поскольку конкуренция достаточно большая».
Петербургские особенности: интеллигенция и северный климат
Почему же именно в Петербурге этот бум достиг такого масштаба?
Эксперты подсчитали, что именно в Северной столице приходится больше всего кофеен на душу населения.
Одна из причин видится в особом характере города и его жителей.
«Интеллигенция, которой славился город. Кофе был более востребован и популярен здесь, чем в других городах», — уверен сооснователь кофейной компании Даниил Насенко.
Кофе, изначально воспринимавшийся как напиток европейский и модный, органично вписался в атмосферу Петербурга как культурного и интеллектуального центра.
Кофейни стали местом встреч, обсуждений, работы и творчества, альтернативой более шумным или традиционным заведениям.
Еще один фактор связан с климатом. Генеральный директор Музея кофе Федор Малковский считает, что «Это северный город — не хватает энергии.
Кофе — солнечный напиток, придает бодрость, энергетику».
Чашечка эспрессо или капучино в пасмурный или холодный день — это действительно как «луч солнца», способный поднять настроение и придать сил.
Кофе как социальный феномен и развивающийся бизнес
Сегодня без чашечки капучино или латте не обходятся ни романтические свидания, ни деловые встречи. Кофейня стала универсальным местом для коммуникации, работы и отдыха.
Конкуренция на рынке способствует постоянному развитию и улучшению сервиса. Кофейни идут навстречу клиентам, снижая цены и стараясь быть ближе к посетителям.
Появляются новые форматы, например, открытая кухня, где можно наблюдать за работой бариста.
Предлагается креативный подход, разнообразие вкусов — от соленых до кисло-сладких, кофе с экзотических вулканических плантаций и из заснеженных Гималаев.
Все это делается, чтобы угодить «избалованному клиенту, у которого день начинается не утром, а с кофе».
Таким образом, особенная любовь Петербурга к кофейням — это многогранное явление.
В ней переплетаются исторически заложенная Петром I традиция, стремление к европеизму и интеллигентность горожан, потребность в энергии северного города, а также бурный рост и развитие самого кофейного бизнеса, предлагающего все более качественный и разнообразный продукт в доступной и уютной атмосфере.
В Петербурге кофейня — это больше, чем просто место, где пьют кофе. Это часть городской культуры, социального взаимодействия и символ современного, динамичного образа жизни.