Его зрачки имеют отчетливую форму сердечек.
Этот факт породил множество красивых мифов, но реальность, как оказалось, еще интереснее и свидетельствует о невероятном мастерстве скульпторов.
Городской фольклор предлагает несколько трогательных и символичных объяснений этому феномену.
Каждая из версий отражает любовь петербуржцев к своему основателю и главному символу.
Романтические мифы: что говорят легенды
-
Миф №1. Любовь к городу. Самая популярная и красивая версия гласит, что зрачки-сердечки — это символ безграничной любви Петра I к своему главному творению, Санкт-Петербургу. Так скульптор Этьен Морис Фальконе якобы запечатлел в металле чувства императора.
-
Миф №2. Любовь к женщине. Другая легенда утверждает, что это тайный знак любви самого Фальконе к его талантливой ученице Мари-Анн Колло, которая, к слову, и была автором головы Петра. По другой версии — это ее признание в любви к учителю.
-
Миф №3. Любовь к императрице. Согласно этой теории, “сердца” в глазах Петра — это скрытый комплимент Екатерине II, заказчице памятника, и символ ее “сердечного” отношения к наследию великого предшественника.
Все эти легенды прекрасны, но, увы, далеки от истины.
Настоящая причина — не в романтике, а в гениальной инженерной и художественной смекалке.
Секрет скульптора: как заставить бронзу “смотреть”
Проблема, стоявшая перед Фальконе и Колло, была чисто технической: как заставить глаза огромной бронзовой статуи выглядеть живыми с большого расстояния?
-
Обычное решение не работает. Если бы скульптор просто сделал в глазницах круглые углубления, то с высоты человеческого роста и на расстоянии нескольких десятков метров они выглядели бы как два темных, безжизненных провала или черные точки. Глаза казались бы “слепыми”.
-
Гениальная находка Мари-Анн Колло. Именно она нашла решение. Вместо того чтобы делать углубление, она создала выпуклую, рельефную деталь в форме сердечка.
Как это работает?
Это чистая оптика и игра света и тени:
-
Верхняя часть “сердечка” (две дуги) выступает вперед. Она ловит солнечный свет и создает на зрачке яркий блик, точно как на живом, влажном глазу.
-
Нижняя, заостренная часть “сердечка” и углубления по бокам от него, наоборот, всегда находятся в тени. Эта тень создает глубину и темноту самого зрачка.
Таким образом, наш мозг, глядя на памятник с земли, складывает эту сложную картину из света и тени в единый образ — живой, осмысленный и властный взгляд.
Форма сердечка оказалась самой удачной для создания этой оптической иллюзии.
Итак, правда оказывается даже более впечатляющей, чем миф. “Сердечки” в глазах Медного всадника — это не сентиментальный жест, а триумф скульпторской мысли.
Это одно из тех гениальных решений, благодаря которым памятник Фальконе и Колло стал не просто статуей, а живым и вечным символом города, чей мощный взгляд уже третье столетие направлен в будущее.