Последние новости
Теги
Категории

Станция «Девяткино»: почему петербургская станция метро находится в Ленинградской области?

станция "Девяткино"
Станция «Девяткино»: почему петербургская станция метро находится в Ленинградской области?
Городовой ру

Как так вышло, что городская подземка шагнула за пределы города? Ответ кроется в грандиозной и логичной советской мечте.

Станция "Девяткино" — это географический и административный парадокс петербургского метро. Единственная станция, расположенная не в городе, а в Ленинградской области.

Единственная, построенная в чистом поле, когда вокруг не было ничего, кроме деревни и железнодорожных путей.

Транспортный узел будущего

Открытая 29 декабря 1978 года, станция изначально носила имя "Комсомольская" (проектное название — "Калининская").

И ее главная цель была не в том, чтобы обслуживать жителей тогда еще крошечной деревни Мурино.

Задача была куда масштабнее — разгрузить переполненный Финляндский вокзал и создать первый в СССР мощный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) за пределами центра.

Идея была гениальной в своей простоте.

Десятки тысяч людей, живущих в пригородах популярного северного направления (Токсово, Всеволожск и др.), ежедневно добирались до Финляндского вокзала на электричках, а уже оттуда растекались по городу.

План состоял в том, чтобы "перехватывать" этот пассажиропоток на подлете к городу.

Пассажир электрички должен был просто перейти на другую сторону платформы — и он уже в метро, на прямой ветке до центра.

Именно для этого была создана уникальная конструкция станции: наземная, с двумя платформами.

С одной стороны прибывают поезда метро, с другой — пригородные электрички.

Это было революционное решение, которое должно было сэкономить людям часы времени и избавить центр от лишней нагрузки.

Почему за городом? Логика агломерации

Но почему именно в Мурино, на территории области?

Все просто: в советские годы на такие "мелочи", как административные границы между городом и областью, смотрели иначе.

Ленинград и Ленинградская область рассматривались как единая агломерация, единый хозяйственный и транспортный организм.

С точки зрения логистики, именно здесь, у железнодорожной станции "Девяткино", было идеальное место для пересадки.

Строить такой узел внутри плотной городской застройки было бы в разы сложнее и дороже.

Поэтому решение было прагматичным: строить там, где это наиболее эффективно для всей транспортной системы, а не там, где проходит формальная граница на карте.

От мечты к реальности: проклятие Мурино

В 1992 году станцию "Комсомольская" переименовали в "Девяткино", по названию одноименной железнодорожной станции и исторического поселения.

Но советская мечта о будущем столкнулась с суровой реальностью XXI века.

Поля вокруг станции, где когда-то паслись коровы, превратились в гигантский город-монстр Мурино — самое плотно застроенное гетто Ленинградской области.

Станция, спроектированная как пересадочный узел для жителей пригородов, внезапно стала единственной точкой доступа к метро для сотен тысяч жителей нового города.

В утренние и вечерние часы она превращается в настоящий ад, не справляясь с колоссальной нагрузкой.

Транспортный узел, который должен был решать проблемы, сам стал одной из главных проблем.

Так станция "Девяткино" и осталась уникальным памятником — не только инженерной мысли, но и эпохе, когда логика транспортных потоков была важнее формальных границ.

А еще — суровым напоминанием о том, как гениальный план из прошлого может оказаться не готов к вызовам непредсказуемого будущего.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿 1
Поделитесь новостью