Станция "Девяткино" — это географический и административный парадокс петербургского метро. Единственная станция, расположенная не в городе, а в Ленинградской области.
Единственная, построенная в чистом поле, когда вокруг не было ничего, кроме деревни и железнодорожных путей.
Транспортный узел будущего
Открытая 29 декабря 1978 года, станция изначально носила имя "Комсомольская" (проектное название — "Калининская").
И ее главная цель была не в том, чтобы обслуживать жителей тогда еще крошечной деревни Мурино.
Задача была куда масштабнее — разгрузить переполненный Финляндский вокзал и создать первый в СССР мощный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) за пределами центра.
Идея была гениальной в своей простоте.
Десятки тысяч людей, живущих в пригородах популярного северного направления (Токсово, Всеволожск и др.), ежедневно добирались до Финляндского вокзала на электричках, а уже оттуда растекались по городу.
План состоял в том, чтобы "перехватывать" этот пассажиропоток на подлете к городу.
Пассажир электрички должен был просто перейти на другую сторону платформы — и он уже в метро, на прямой ветке до центра.
Именно для этого была создана уникальная конструкция станции: наземная, с двумя платформами.
С одной стороны прибывают поезда метро, с другой — пригородные электрички.
Это было революционное решение, которое должно было сэкономить людям часы времени и избавить центр от лишней нагрузки.
Почему за городом? Логика агломерации
Но почему именно в Мурино, на территории области?
Все просто: в советские годы на такие "мелочи", как административные границы между городом и областью, смотрели иначе.
Ленинград и Ленинградская область рассматривались как единая агломерация, единый хозяйственный и транспортный организм.
С точки зрения логистики, именно здесь, у железнодорожной станции "Девяткино", было идеальное место для пересадки.
Строить такой узел внутри плотной городской застройки было бы в разы сложнее и дороже.
Поэтому решение было прагматичным: строить там, где это наиболее эффективно для всей транспортной системы, а не там, где проходит формальная граница на карте.
От мечты к реальности: проклятие Мурино
В 1992 году станцию "Комсомольская" переименовали в "Девяткино", по названию одноименной железнодорожной станции и исторического поселения.
Но советская мечта о будущем столкнулась с суровой реальностью XXI века.
Поля вокруг станции, где когда-то паслись коровы, превратились в гигантский город-монстр Мурино — самое плотно застроенное гетто Ленинградской области.
Станция, спроектированная как пересадочный узел для жителей пригородов, внезапно стала единственной точкой доступа к метро для сотен тысяч жителей нового города.
В утренние и вечерние часы она превращается в настоящий ад, не справляясь с колоссальной нагрузкой.
Транспортный узел, который должен был решать проблемы, сам стал одной из главных проблем.
Так станция "Девяткино" и осталась уникальным памятником — не только инженерной мысли, но и эпохе, когда логика транспортных потоков была важнее формальных границ.
А еще — суровым напоминанием о том, как гениальный план из прошлого может оказаться не готов к вызовам непредсказуемого будущего.