История вокзала началась в 1837 году, когда отсюда отправился первый российский поезд до Царского Села. Машинистом "Проворного" в тот день был сам инженер строительства дороги Франц Герстнер, а среди пассажиров — император Николай I.
Тогда вокзал был деревянным, временным, но именно он открыл новую эпоху.
Архитектура нового века
Современное здание появилось в 1904 году. Проект Станислава Бржозовского стал одним из первых образцов стиля модерн в общественной архитектуре Петербурга.
Витражные окна, парадная лестница с мраморными перилами, металлический купол, ажурные козырьки и часы на башне — вокзал был задуман не только как транспортный, но и как художественный объект.
Здесь же появился Императорский павильон, откуда в дорогу отправлялись члены царской семьи.
Витебский в кино
Благодаря выразительным интерьерам вокзал часто «играет» другие города. В фильмах о Шерлоке Холмсе он стал лондонской "Викторией", в "Брате" Данила Багров оказывается именно здесь, в "Вокзале для двоих" действие перенесено в вымышленный Заступинск.
Позже здесь снимали "Серебряные коньки", "Майора Грома" и даже "Улицы разбитых фонарей".
Сегодня
Старейший вокзал Петербурга продолжает выполнять своё главное назначение: отсюда уходят поезда в Беларусь, Прибалтику, на юг России. Но для многих пассажиров Витебский остаётся не только транспортным узлом, но и музеем под открытым небом.