Когда-то Аляска была неотъемлемой частью Российской империи. С 1741 года, когда экспедиции Беринга и Чирикова достигли её берегов, до продажи США в 1867-м здесь формировалась особая «Русская Америка» — край промысловиков, мореходов и миссионеров.
От первых поселений до креолов
Постоянная колонизация началась в 1784-м, когда купец Григорий Шелихов основал поселение на острове Кодиак. Позже столицей Русской Америки стал Ново-Архангельск (ныне Ситка).
Управляла землями Российско-Американская компания, а колонистов было немного — к 1860-м всего около 800 человек. Русские часто создавали семьи с алеутами, тлинкитами и эскимосами, формируя особое сообщество — креолов Аляски.
Они говорили на своём диалекте русского, исповедовали православие, строили церкви и работали на РАК.
После продажи США
В 1867 году Россия продала Аляску за 7,2 млн долларов. Многие колонисты вернулись, но креолы остались. Они сохранили храмы, иконы и фольклор, передавая память о «русской» эпохе.
Кто такие потомки русских на Аляске сегодня
Сегодня в штате проживает около 733 тысяч человек. Из них:
-
Креолы — прямые потомки колонистов и коренных народов. Их несколько тысяч, но в переписях они часто числятся как Native Alaskans. На уникальном диалекте Alaskan Russian, по данным 2010 года, говорили лишь 20–30 жителей Нинильчика и Кодиак-Айленда.
-
Люди с русским происхождением в широком смысле — потомки колонистов, эмигрантов XIX–XX веков, староверов, а также недавних мигрантов. По данным American Community Survey (2020–2023), их около 6 332 человек — 0,85% населения.
Есть и локальные анклавы: Russian Mission (около 392 жителей, в основном эскимосы с русским влиянием), Николаевск (поселение староверов).
Русский след в культуре
В штате около 80 приходов Русской православной церкви — больше, чем в некоторых российских регионах. Рождество часто отмечают по юлианскому календарю, сохраняя старые традиции.
Русские фамилии и топонимы встречаются повсюду: гора Святого Ильи, река Кускоквим, посёлки Нинильчик и Николаевск.
Русские корни Аляски живут в храмах, праздниках и в памяти людей, для которых связь с Россией — не просто история из учебника, а часть семейной биографии.