В Оружейной палате Московского Кремля хранится защитный предмет, который всем давно известен как «шлем Александра Невского».
Однако на самом деле, этот парадный головной убор был сделан гораздо позже — в 1621 году, при царе Михаиле Федоровиче, первом Романове на русском троне, пишут Известия.
Тайна арабской надписи
Самое удивительное в этом шлеме — арабская вязь, выгравированная на носовом конце. Там написан 13-й аят 61-й суры Корана: «Обрадуй верующих обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Интересно, что мастер Никита Давыдов не просто вписал эту надпись в орнамент, а добавил рядом образ архистратига Михаила — главного небесного воина православия.
Таким образом получился своеобразный культурный микс: исламский текст под охраной христианского святого, сообщает Рамблер.
Зачем православному царю мусульманские символы?
Почему-то в современном сознании кажется странным, что русский царь заказывает шлем с мусульманской цитатой. Но в XVII веке все было иначе.
Московское царство одновременно воевало и торговало с разными соседями — с Крымским ханством, Османской империей, с восточными странами.
Восточное оружие ценилось за качество: дамасская сталь, турецкие сабли и персидские кольчуги были эталоном.
Русские мастера охотно перенимали и копировали восточные техники и декор, включая арабскую вязь. Часто они не понимали смысл надписей, воспринимая их лишь как красивый орнамент.
Так что цитаты из Корана на русском оружии — не редкость, пишет Филиал Карамзина.
Легенды и правда
Этот шлем в XVII-XIX веках называли «шапкой ерихонской», приписывая ему восточное происхождение и царское значение.
Только в XX веке историки поняли, что шлем был изготовлен не раньше XVI-XVII века, что подтверждают материалы и техника изготовления.