В XVIII веке Павловский парк рос так стремительно, что оформленные зоны сменялись дикими участками буквально за шаг. Именно на этой условной границе, в Новой Сильвии, и появилась колонна, высеченная по проекту Чарлза Камерона из светло-розового олонецкого (тивдийского) мрамора.
Она была установлена в 1783 году и сразу получила шуточное придворное имя — Bout du monde, "край света". Не в смысле апокалипсиса, а в прямом: дальше заканчивался ухоженный парк и начиналась неосвоенная территория.
Похожим образом называли и отдельные площадки в Монрепо: это была игра в границы, своеобразная эстетика эпохи — за культивированной природой начинался "другой мир".
Украшение аллеи, перенесённое в сторону
Первоначально колонна стояла совсем в другом месте — строго на оси дворца, в конце Тройной липовой аллеи. Камерон задумывал её как акцент: колонна была видна прямо из окон резиденции. Позже Винченцо Бренна расширил пространство, превратив его в Парадное место.
Но уже в конце XVIII века композицию изменили: колонну перенесли вглубь Новой Сильвии, к западной границе района. Там она сохранилась и сегодня — на насыпанном возвышении, одиноко и намеренно вне основной парадной линии.
Детали, которые почти забыли
Колонна выполнена в ионическом ордере. Ранее, вероятно, её капитель была позолочена. Пьедестал же, сложенный из рускеальского серого мрамора, имеет заглублённые поля — когда-то в них вставлялись декоративные плиты. Позже от них остались только обломанные металлические штыри.
В 1920-е годы архитекторы Павловска хотели установить сюда новые мемориальные доски — Камерону и Гонзаго. Проект так и не воплотили.
Перед реставрацией 2016 года на колонне нашли граффити, следы краски, плесень, трещины. Открывшийся архивный документ помог восстановить детали: пьедестал когда-то украшали плиты красного мрамора, а к колонне вели десять дерновых ступеней.
Колонна сегодня
Сегодня колонна — часть большого ансамбля Новой Сильвии. Она сохраняет не только первоначальный проект Камерона, но и память о том, как развивался Павловский парк: от первых регулярных композиций до более свободных ландшафтных решений.