Основание Санкт-Петербурга, новой столицы Российской империи, неразрывно связано с острой потребностью в надежных транспортных связях.
Простиравшиеся вокруг северные леса представляли собой серьёзное препятствие для сообщения с остальной частью государства.
Именно тогда у Петра I возникла дерзкая мысль — прорыть канал, соединяющий реки Неву и Волхов, в обход опасных вод Ладожского озера.
Первые шаги: Вышневолоцкая система
Задолго до начала работ на Ладоге, в 1703 году, Петр I издал указ о соединении рек Тверицы и Цны. Так появилось начало первой искусственной водной системы России — Вышневолоцкой.
Эта система, способная пропускать до 5 тысяч барок в год, включала в себя и переход через Ладожское озеро. Однако, это было самое уязвимое звено.
За пятнадцать лет, из-за суровых климатических условий и особенностей озера, погибло порядка 15 тысяч судов вместе с ценным грузом.
«Последний этап Вышневолоцкой системы проходил по Ладожскому озеру. Это место было неспокойное и за 15 лет на озере из-за различных климатических и местных условий погибло 15 тысяч барок с грузом», — отмечается в исторических материалах.
Новый вектор: строительство Ладожского канала
Осознавая риски, связанные с Ладожским переходом, в 1719 году Петр I принимает решение о строительстве отдельного канала.
Ключевой фигурой в этом проекте становится генерал-прокурор Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, чья подготовка в инженерных науках в Берлине и опыт директора Морской академии, казалось, гарантировали успех.
Теневая сторона проекта: коррупция и халатность
Однако, реальность оказалась иной. Скорняков-Писарев, вместо того чтобы сосредоточиться на выполнении поставленной задачи, занялся обогащением.
К 1723 году, несмотря на внушительное число задействованных рабочих (7 тысяч человек, плюс 18 тысяч драгун и казаков), было прорыто всего 14 километров из запланированных 117.
«Писарев оказался вороватым человеком и наживался на строительстве канала. До 1723 года прорыли всего 14 километров из 117 запланированных», — свидетельствуют исторические факты.
Вмешательство Петра: смена курса
Слухи о непотребствах на стройке дошли до императора. Для инспекции был отправлен немецкий военный инженер Миних.
Его доклад подтвердил худшие опасения: строительство велось из рук вон плохо, стены канала оставались неукрепленными, что грозило неминуемым размытием.
Осенью 1723 года Петр I лично прибыл на место. Немедленно последовал арест Скорнякова-Писарева, а руководство проектом было передано Миниху.
Реорганизация и новый импульс
Миних кардинально изменил подход к организации работ. Он улучшил условия жизни строителей, которые до этого «мерли десятками от непосильного труда и недостаточного питания».
Появился первый завершенный участок — между Волховом и селом Чёрное, протяженностью около 29 км. Начавшееся движение судов по этому участку значительно ускорило процесс, обеспечивая доставку строительных материалов по воде.
Открытие и наследие
19 марта 1731 года Ладожский канал был торжественно открыт. На протяжении полутора столетий он служил важнейшей транспортной артерией империи.
Однако, к середине XIX века канал обмелел, что потребовало строительства нового — Нового Ладожского канала, по которому осуществляется судоходство и по сей день.
Таким образом, грандиозный замысел Петра I, несмотря на первоначальные трудности и злоупотребления, был реализован, обеспечив Санкт-Петербург жизненно важным транспортным сообщением.