Именно здесь, у Пикалова моста, находится знаменитое "Семимостье" — открыточная панорама, от которой захватывает дух.
Но за этим гранитным великолепием и архитектурной гармонией скрывается история простого подрядчика, которому сам Пётр I пообещал вечную память, и грандиозный градостроительный замысел, превративший утилитарную протоку в произведение искусства.
Обещание царя
История канала началась в петровскую эпоху, в 1719–1720 годах.
Тогда от Невы до Мойки был прорыт небольшой транспортный канал.
Руководил работами старший подрядчик Семён Крюков.
Он не был ни знатным вельможей, ни именитым архитектором, а человеком дела, чьи "золотые руки" и организаторский талант высоко ценил сам Пётр I.
Согласно преданию, император, довольный работой, лично пообещал Крюкову, что назовет новый водоем его именем.
И царь сдержал слово: с 1738 года канал официально стал Крюковым.
Правда, в те времена это была лишь скромная водная артерия, протекавшая через болотистую и заросшую местность. До нынешнего великолепия было еще далеко.
Преображение: как утилитарный канал одели в гранитный фрак
Настоящее рождение живописного ансамбля Крюкова канала произошло на втором этапе его истории, в 1780-х годах, уже в эпоху Екатерины Великой.
"Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга" приняла решение продлить канал по прямой линии до Фонтанки.
Этот проект преследовал сразу несколько целей: улучшить осушение территорий, создать новую транспортную связь и, главное, сформировать новый парадный уголок столицы.
Именно тогда были заложены основы его будущей красоты:
-
Гранитные набережные: берега канала "одели" в строгий и элегантный гранит по проекту инженера Ивана Герарда. Высокие подпорные стенки, спуски к воде и чугунные ограждения придали каналу тот самый неповторимый петербургский лоск.
-
Архитектурное единство: застройка берегов велась по «образцовому» принципу. Дома, хоть и принадлежали разным владельцам — от флотоводцев до чиновников, — создавали единый и гармоничный ансамбль. Четкий ритм фасадов и общая стилистика сделали панораму стройной и завершенной.
-
Визуальные доминанты: продление канала вывело его прямо к одной из главных жемчужин города — Никольскому Морскому собору. золотые купола и небесно-голубые стены собора стали визуальным и духовным центром всей панорамы, многократно отражаясь в воде.
В результате этих работ простая протока превратилась в шедевр градостроительного искусства, где инженерная мысль соединилась с архитектурной гармонией.
Сцена для истории: от Пушкина до Шаляпина
Живописность Крюкова канала — это не только камень и вода, но и концентрация культурной и исторической памяти. Его набережные стали настоящей сценой, на которой разворачивалась жизнь великих людей.
-
Здесь сформировался театральный квартал Петербурга: на его берегах стоят Мариинский театр (старая и новая сцены, соединенные современным стеклянным мостом) и Консерватория. Неудивительно, что в соседних домах жили великий дирижер Эдуард Направник и легендарный бас Федор Шаляпин.
-
Дом №11 стал центром литературной жизни. Именно здесь, в салоне Олениных, молодой Александр Пушкин впервые прочитал свою поэму "Руслан и Людмила", получив в дар от Жуковского портрет с надписью "Победителю-ученику от побеждённого учителя".
-
В скромном на вид доме №23 провел последние дни своей жизни величайший полководец Александр Суворов.
Так почему же канал стал одним из самых живописных?
Ответ кроется в уникальном сочетании факторов.
Имя ему дал трудолюбивый подрядчик петровских времен.
А красоту — гений екатерининских градостроителей, "нанизавших" на его гранитные берега архитектурные шедевры и создавших идеальный фон для Никольского собора.
Но подлинную душу каналу подарили люди — поэты, композиторы, полководцы и артисты, чьи судьбы навсегда вплетены в его строгий и торжественный облик.