Решение о передаче участка путей «Чижика» ГЭТ обойдется бюджету Петербурга в копеечку

Решение о передаче участка путей «Чижика» ГЭТ обойдется бюджету Петербурга в копеечку
Решение о передаче участка путей «Чижика» ГЭТ обойдется бюджету Петербурга в копеечку
Источник фото: Городовой

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов, курирующий транспортный блок, принял «принципиальное» решение передать участок трамвайной линии от Ладожского вокзала до остановки «Малая Охта» ГУП «Горэлектротранс», а не частной «Транспортной концессионной компании». Это приведет к тому, что городской бюджет понесет серьезные финансовые убытки, аффилированная с «Группой ЛСР» ТКК начнет получать дополнительные доходы, а петербуржцы еще долгое время не увидят новый рабочий трамвайный маршрут.

С ПАО «Группа ЛСР» Соколова связывают довольно долгие и близкие взаимоотношения. В 2019 году он занимал должность первого заместителя генерального директора компании. ЛСР до мая 2021 года являлась миноритарным акционером ТКК, с которой у города в рамках реализации проекта частного трамвая «Чижик» на условиях государственно-частного партнерства было подписано концессионное соглашение. Также ЛСР была генеральным подрядчиком работ по этому проекту. Не исключено, что Максим Юрьевич, занимая теперь должность в Смольном, может лоббировать интересы фирмы и ее партнеров для получения выгоды дружественными ему бизнесменами.

Как сообщает издание «Фонтанка», инициативная группа по защите транспортной инфраструктуры Петербурга получила ответ от заместителя председателя Комитета по инвестициям, работу которого так же сегодня курирует Соколов, Максима Шарипова на вопрос о будущем реконструированной трамвайной ветки. Согласно документу, построенный в 2019 году для движения трамваев ГЭТ участок южнее Ладожского вокзала протяженностью 1,4 километра по улице Гранитной, который не функционирует последние два года, будет передан городу. Для «Чижика», у которого Ладожский вокзал является базовой станцией, в ходе реконструкции, в свою очередь, было отведено еще около 200 метров путей. Весь участок, включая эти 0,2 км, передадут «Горэлектротрансу», в связи с чем возникают существенные бюрократические сложности.

Соколов усугубил проблему

«Чижик» не может эксплуатировать пути ГЭТ, как и ГЭТ не может использовать пути «Чижика» до тех пор, пока не будет подписано дополнительное соглашение сторон и не будут определены компенсационные расходы на содержание этих путей. В апреле 2021 года стало известно, что соглашения сторон получены, и движение, как ожидалось, должно было открыться весной. Однако ситуация неожиданно изменилась с принятием «принципиального» решения Соколова.

Передача указанного участка городу не способствует решению проблемы запуска маршрута, а лишь усложняет ее, и может дорого обойтись бюджету Северной столицы. В настоящее время трамваи ГЭТ технически не могут курсировать по путям «Чижика», так как они оборудованы автоматическими стрелками. Кроме того, строгий график движения трамваев ориентирован на светофоры, а дополнительные маршруты на слабых двигателях ГЭТ могут его нарушить.

Таким образом, без полного переоборудования транспорта «Горэлектротранс» фактически лишается конечной станции данного пути – Ладожского вокзала – и продолжения маршрута. Именно на вокзал направлен основной пассажиропоток, и поэтому для ГЭТ этот участок является практически бесполезным. Даже если формальная часть вопроса будет решена и стороны заключат дополнительное соглашение об использовании остановки Ладожского вокзала и продолжении маршрута, потребуется финансирование из бюджета на переоборудование парка «Горэлектротранса».

В случае реализации такого сценария город будет обязан выплачивать «Чижику» компенсацию за использование путей «Транспортной концессионной компании», что накладывает дополнительные финансовые расходы для петербургской казны и открывает для ТКК альтернативный источник дохода. В составлении допсоглашения и процессе его согласования между ТКК и Смольным непосредственное участие будет принимать председатель Комитета по инвестициям Роман Голованов, так как «Чижик» является проектом в рамках государственно-частного партнерства, находящимся под его контролем. И при этом, пока все формальности будут согласовываться, трамваи переоборудоваться, а бюджет выплачивать «Чижику» дополнительные средства, местные жители так и будут оставаться без трамваев нового маршрута движения.

Стоит отметить, что Голованов может быть причастен к выводу миллиарда рублей из этого проекта, о чем писали в прессе. Изначально стоимость проекта была оценена в 33,7 миллиарда рублей, 266 миллионов из которых были выделены из бюджета Петербурга. В декабре 2018 года стороны заключили дополнительное соглашение, согласно которому бизнес лишается прав на компенсацию превышения затрат более 10%, однако в 2019 году ТКК подала уведомление с просьбой компенсировать 819 миллионов рублей допзатрат. Компании отказали, но при участии Голованова были подписаны три допсоглашения, которые снимали 10-процентное ограничение. По информации СМИ, новый запрос ТКК Голованов направил в Комитет по финансам, но получил отказ, так как в нем была указана сумма в миллиард рублей, после чего Роман Алексеевич перенаправил запрос председателю Заксобрания Вячеславу Макарову, который утвердил поправки в бюджет, предусматривающие средства на выплату компенсации.

Решение против петербуржцев и бюджета

Причина решения Максима Юрьевича о передаче участка путей «Горэлектротрансу» также может заключаться в том, что «Чижику» просто не нужен участок южнее Ладожского вокзала. При его использовании ТКК придется увеличивать нагрузку и пробег трамваев, а также повышать эксплуатационные расходы в связи с перевозкой большего количества пассажиров. При этом прибыль останется прежней, ведь по условиям ГЧП недополученная прибыль компенсируется городом, как и в случае с ЗСД. Бизнесмены не заинтересованы в дополнительном пассажиропотоке на своих трамваях, так как их вполне устраивает уже имеющиеся маршруты.

Согласно аукционной документации, правительство Петербурга обязалось компенсировать ТКК недополученную прибыль до 1,6 млрд рублей и расходы на приобретение подвижного состава в размере 3,2 млрд рублей. По данному обязательству, в 2019 году «Транспортная концессионная компания» должна была получить 0,7 млрд, в 2020 году — 2,3 млрд, а в 2021 году — 2,2 млрд рублей, а также недостающую разницу в случае низкого пассажиропотока. Поэтому увеличивать расходы на обслуживание дополнительного пассажиропотока и свой трамвайный парк при сохранении прежнего объема прибыли для ТКК не имеет никакого смысла.

Стоит отметить, что «Чижик» на сегодняшний день выполняет всего 5-7% городских трамвайных перевозок, а его общая доля транспортных дотаций на эти перевозки из бюджета составляет около 20%. Как ранее писали СМИ, для реализации проекта трамвайной концессии «Чижик» власти бесплатно предоставили земельные участки и сопутствующую инфраструктуру, ликвидировали старые рельсы и вложили средства в создание новых. Теперь, осуществляя минимальный процент перевозок, за использование линии частная компания берет с пассажиров деньги, а если прибыль недостаточная, то бюджет еще и доплачивает.

Таким образом, одним росчерком пера, решив передать нефункционирующий участок путей городу, господин Соколов мог не только обеспечить своим бывшим коллегам из ЛСР дополнительный доход, но и гарантировать «друзьям» в ГЭТ новые госконтракты на переоборудование трамваем. Вероятно, вице-губернатор в данной ситуации действует в рамках интересов своих «бизнес-партнеров», а не города. Именно поэтому готовая трамвайная линия простаивает уже в течение двух лет. А пока Северная столица будет решать дополнительные бюрократические и финансовые вопросы, жители Санкт-Петербурга по-прежнему будут оставаться без функционирующего трамвайного маршрута.

Автор:
Оцените новость
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью