Когда говорят о регалиях Российской империи, в голову в первую очередь приходят корона, скипетр и держава. Но мало кто знает, что у императоров был еще один важный символ – Государственный меч.
Он выглядит как настоящий меч, но это не просто оружие, а символ могущества и величия страны.
История меча и его роль
Идея добавить меч в царские атрибуты возникла еще при Петре I. В 1719 году меч включили в список официальных предметов царской власти, пишет nkj.ru.
Однако тогда он скорее был копией европейских регалий и не играл особой роли. Все изменилось в 1742 году при коронации императрицы Елизаветы.
Генерал-аншеф Семен Нарышкин торжественно вынес меч в Грановитую палату, показывая его острием вверх. Это символизировало силу и величие России.
Как устроен Государственный меч
Меч — настоящее произведение оружейного искусства. Его клинок длиной почти метр изготовлен из дамасской стали. Это особая сталь с красивым узором, которая ценится за прочность и качество.
На клинке выгравированы символы России – двуглавый орел с короной, терзающий змея, и мифический грифон с мечом.
Интересно, что сам клинок, вероятно, пришел в Россию из-за границы. В документах XVII века его называют «полоса стальная польская в три дола», пишет Русская семерка.
Польские оружейники в то время славились своим мастерством. Есть несколько версий, как меч попал в Россию.
Возможно, он был добычей во время одной из частых войн с Польшей. Или его купили у польских торговцев.
Еще одна версия – клинок сделан мастером из Генуи Андреа Феррара или его последователем, чьи работы ценились в Европе, но имитировались и другими оружейниками.
Что сделали в России
Хотя сам клинок пришел из-за границы, его рукоять и ножны — работа московских мастеров. Историки считают, что к изготовлению мог приложить руку Григорий Вяткин, оружейник из знаменитой Оружейной палаты.
Это значит, что меч был адаптирован и украшен уже в России, превращен в особую регалию под царские нужды, отмечает Рамблер.
Государственный меч отражает исторические события, дипломатические и военные связи, традиции и ремесленное мастерство разных стран и эпох.
Он напоминает о том, что власть царя была не только политической, но и символической силой, которую показывали с помощью таких предметов.