В Кингисеппском и Ломоносовском районах живет самобытный народ ижора — представитель финно-угорской семьи.
Несмотря на сложности ассимиляции, ижоры стремятся сохранить культурное наследие, передавая обычаи и традиции из поколения в поколение.
По данным переписи 2010 года, в России осталось всего 266 ижорцев — коренных малых народов. Крайне важную роль в сохранении культуры играет краеведческий музей в деревне Вистино, где представлены экспонаты, раскрывающие быт ижор.
Трехэтапное сватовство — путь к свадьбе
По свидетельствам этнографа Ольги Коньковой, у ижор жених выбирал невесту лично, после чего следовало трехэтапное сватовство.
На первом этапе родители жениха отправляли посредника — «кессилюка» — к дому девушки, чтобы сообщить о намерениях.
После недельного ожидания следовал второй этап — обмен подарками: платок от невесты и 20 копеек от жениха. Родители заключали договоры за столом с обязательным курением табака и определяли дату обручения.
Третья ступень — торжество со свидетелями, вручение обручальных колец и народные песни с табачным дымом.
В народе говорят:
«Если дым над домом — значит пожар или курят на обручении».
Венчание и магическое покрывало
Накануне венчания жених с невестой мылись в бане, а в день церемонии направлялись в церковь порознь.
Лицо невесты прятало покрывало — «сууркорвилуз». Это украшенное магической вышивкой с изображениями женщин на лошадях для защиты от сглаза и злых сил.
В храме невеста снимала покрывало и расстилала его на полу, чтобы надеть обратно после обряда и до переезда в новый дом.
Ритуал побрития — очищение и защита
До конца XIX века у ижор после свадьбы снимали волосы налысо или строго обрезали косы. Считалось, что в волосах хранится сила рода, и духи могли навредить мужу и семье, если волосы останутся прежними.
Стрижка длилась до рождения первенца, после чего волосы начинали отращивать вновь.
Перед этим время новобрачная делала сложную прическу — пучок на затылке и две косички у висков.
Головной убор «саппано» — вечная защита и украшение
Поверх прически надевался «саппано» — яркое покрывало из шерсти или шелка с защитной вышивкой.
Полоски ткани — одна прилегала к лбу, другая спадала по спине до пят, удерживаясь под головой и поясом. Ижорские женщины не снимали саппано ни днем, ни ночью.