Идея дать женщинам систематическое образование принадлежала Екатерине II.
В 1764 году она основала “Воспитательное общество благородных девиц”, вошедшее в историю как Смольный институт.
Это был революционный шаг: впервые в России государство взяло на себя задачу не просто обучать, но и воспитывать девушек из дворянских семей, стремясь создать “новую породу людей” — идеальных жен, просвещенных матерей и культурных собеседниц, которые должны были поднять нравы всего дворянского сословия.
Мир за закрытыми дверями
Главным принципом воспитания была полная изоляция от внешнего мира.
Девочек принимали в институт в возрасте 5-6 лет и выпускали уже 18-летними девушками.
Все эти годы они жили в замкнутом мире, где каждый шаг был подчинен строгому распорядку.
-
Свидания с родными были крайне редкими, а вся переписка тщательно проверялась классными дамами (воспитательницами). Девушки были фактически оторваны от своей семьи, чтобы ничто “дурное” из внешнего мира не могло повлиять на их нравственность.
-
День был расписан по минутам: ранний подъем, обязательные молитвы, уроки, обеды, прогулки строем по саду, снова уроки и ранний отбой. Личного времени и пространства практически не было.
-
Все воспитанницы носили форму, цвет которой зависел от возраста, что символизировало их продвижение по “лестнице знаний”:
-
Младшие (6–9 лет): платья кофейного цвета.
-
Средние (9–12 лет): голубые или синие.
-
Старшие (12–15 лет): серые.
-
Выпускницы (15–18 лет): белые, что символизировало их чистоту и готовность к выходу в свет.
-
“Обязательная программа”: Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география.
-
“Искусства и грация” (главные предметы):
-
Иностранные языки: французский был в абсолютном приоритете. На нем говорили, читали, писали. Немецкий язык также был обязателен.
-
Музыка и танцы: каждая девушка должна была уметь играть на музыкальном инструменте (чаще всего на фортепиано или арфе) и прекрасно танцевать все салонные танцы, от полонеза до мазурки.
-
Светские манеры: умение вести беседу, делать реверансы, держать себя в обществе — этому уделялось огромное внимание.
-
Домоводство: рукоделие, основы ведения домашнего хозяйства.
В результате выпускница института — “смолянка” — могла блеснуть в салоне цитатой из Мольера на языке оригинала, но при этом часто не имела ни малейшего представления о реальной жизни, деньгах или бытовых проблемах.
Выход в свет: хрупкий товар на брачном рынке
После выпуска институт не бросал своих воспитанниц. Лучшим из них императрица лично подыскивала женихов. “Смолянка” считалась завидной партией.
Она была красива, прекрасно воспитана, образованна и, что самое главное, обладала безупречной репутацией.
Однако эта система имела и обратную сторону.
Девушки, выросшие в “тепличных” условиях, часто оказывались совершенно не приспособлены к реальной жизни с ее интригами, финансовыми трудностями и семейными проблемами.
Они были похожи на экзотические цветы, выращенные в оранжерее, которые могли легко погибнуть, столкнувшись с суровой реальностью.
Институты благородных девиц, распространившиеся по всей России по образцу Смольного, выполнили свою историческую миссию.
Они дали России первое поколение систематически образованных женщин, которые, в свою очередь, воспитали целую плеяду выдающихся деятелей XIX века.
Но цена этого эксперимента была высока: образование давалось не для самореализации и свободы личности, а для того, чтобы превратить женщину в живое произведение искусства, идеальное украшение мужчины и его дома.
-
Чему учили благородных девиц?
Учебная программа была обширной, но имела четкую цель: дать не столько глубокие научные знания, сколько светский лоск и правильные моральные установки.
-