Кажется, что работа полярника — это что-то из фильмов: суровые бородатые мужчины, бесконечная метель и верные ездовые собаки.
На самом деле современная полярная станция — это высокотехнологичный комплекс, а ее сотрудники — не только отважные исследователи, но и механики, врачи и повара.
Петербургский Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — главный в стране центр, откуда начинается путь на ледяной континент. Но что же ищут петербургские ученые в тысячах километров от дома?
Путь в полярники: от школьного турклуба до Антарктиды
Для многих все начинается с любви к природе. Сначала — походы и поездки в школьном туристическом клубе, затем — учеба на географическом факультете в петербургском РГПУ им. А. И. Герцена.
Первый шаг — экспедиция на Новую Землю. Затем, если хорошо себя зарекомендовал — в первую очередь как человек, который не теряется в критической ситуации, — тебя зовут дальше.
Так в послужном списке появляются Таймыр, Колыма, Чукотка и, наконец, главная цель — Антарктида.
Обычный день на краю света
Что делают ученые посреди бескрайних снегов?
Сезон — полярный день — самое продуктивное время.
Океан вскрывается, приходят суда, прилетают самолеты.
После этого на станциях остаются зимовщики: небольшая команда из механиков, дизелистов, врачей, поваров и нескольких научных сотрудников, ведь исследования идут круглый год.
Обычный рабочий день выглядит так:
-
Утром — мониторинг космических снимков для изучения ледовой обстановки.
-
Днем — выезд на небольшом вездеходе на лед.
-
На месте — бурение льда и сбор данных: его толщина, глубина погружения, плотность снега.
И все это — под пристальным вниманием местных жителей. Императорские пингвины часто с любопытством наблюдают за работой ученых.
Некоторые просто путают людей со своими высокими сородичами, а другие могут провести у буровой лунки весь день, что-то громко обсуждая.
Не холодом единым: быт и правила Антарктиды
Вопреки стереотипам, главная опасность в Антарктиде — не мороз, а сильный ветер. Он поднимает снег, начинается метель, и видимость падает до нуля.
Раньше в такой "белой мгле" люди могли заблудиться и сорваться в трещину, но сейчас выручает навигация.
А вот с психологической совместимостью все сложнее.
В отличие от космонавтов, полярники не проходят специальных тестов. Ставка делается на опыт: в экспедицию стараются брать людей, которые уже работали вместе.
Если конфликт все же возникает, в дело вступает начальник станции — он может наказать или при первой возможности отправить "источник проблем" на Большую землю.
На континенте действуют строгие международные правила. Здесь запрещены:
-
Атомная энергетика. Поэтому станции работают на дизельном топливе. Солнечные батареи в полярную ночь бесполезны, а ветряки требуют постоянного обслуживания.
-
Животные и растения. Даже собаки под запретом — они могут гонять пингвинов. А пыльца с привезенного цветка способна погубить уникальные местные мхи и лишайники.
-
Военные действия и добыча ресурсов. Антарктида — общий научный заповедник, который не принадлежит никому.
Правда, без политических игр не обходится.
Когда-то Аргентина и Чили устроили настоящую "гонку новорожденных", отправляя на континент беременных женщин, чтобы первый родившийся там ребенок стал именно их гражданином.
Полярные традиции и дорога домой
У полярников есть свои давние традиции.
Одна из них — День Нептуна, который устраивают на корабле при пересечении экватора.
Все, кто плывет впервые, должны пройти "чистилище" — например, искупаться за бортом (конечно, со страховкой), чтобы получить разрешение от владыки морей.
Другая, куда более экстремальная традиция, породила элитный "клуб 200".
В него входят только те, кто зимовал на станции "Восток" — самом холодном месте планеты. Чтобы вступить в клуб, нужно выбежать из сауны, нагретой до +120 °C, на мороз –80 °C, простоять на улице 200 секунд и выпить 200 граммов крепкого напитка.
Такой перепад температур случается не каждый год, поэтому членов в клубе немного.
Путь из Петербурга в Антарктиду на научно-экспедиционном судне, таком как "Академик Федоров" или "Академик Трешников", занимает около полутора месяцев.
Последняя остановка — в Кейптауне, где пополняют запасы еды и фруктов. Обратно можно вернуться так же или, если повезет, на самолете — тогда дорога до Петербурга займет всего двое суток.
Это не просто работа, а образ жизни, доступный тем, кто готов променять городские удобства на научные открытия и дружбу с пингвинами на самом краю Земли.