История Санкт‑Петербурга полна удивительных, порой даже фантастических событий и явлений.
Одно из самых необычных — это строительство настоящих дворцов прямо на льду Невы.
В XVIII веке, когда зимы были суровыми и мороз сковывал главную реку города толстым слоем льда, императорский двор любил устраивать пышные празднества и забавы.
Среди них особое место занимали ледяные постройки.
Это было не просто баловство, а демонстрация мощи империи, способной подчинить даже стихию и создать недолговечную, но ослепительную красоту из самого доступного зимнего материала — льда.
Эти ледяные дворцы стали одним из символов экстравагантности и театральности той эпохи.
Рожденные зимой: почему строили изо льда?
Идея строить изо льда не была совершенно новой, но в Петербурге XVIII века она получила особый размах.
Суровый климат обеспечивал обилие строительного материала — чистейшего невского льда.
К тому же, это было необычно, зрелищно и позволяло императорам демонстрировать не только свое богатство, но и способность устраивать грандиозные представления, поражающие воображение как своих подданных, так и иностранных гостей.
Ледяные дворцы часто возводились по случаю каких‑то важных событий — например, в честь военных побед или для особо пышных маскарадов и праздников.
Самый знаменитый ледяной дом был построен по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1740 году для торжеств по случаю свадьбы придворных шутов.
Позже, при Елизавете Петровне, ледяные постройки тоже возводились.
Блеск и чудо: как выглядели ледяные дворцы?
Знаменитый Ледяной дом 1740 года — это наиболее полно описанный современниками пример такой постройки.
Его возвели по проекту архитектора Петра Еропкина и физика Георгия Крафта.
Он стоял на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Это был настоящий дворец, хоть и изо льда — длиной около 20 метров, шириной около 5 метров и высотой более 6 метров.
Как же он выглядел?
-
Стены: были выстроены из огромных блоков чистого невского льда, которые обрабатывали и подгоняли друг к другу. Промежутки между ними заливали водой, которая тут же замерзала на морозе, намертво скрепляя блоки.
-
Окна и двери: были сделаны из более тонких, прозрачных пластин льда. Ночью, когда внутри зажигали свечи или масляные лампы, дворец светился, как огромный драгоценный кристалл.
-
Интерьеры: удивляли не меньше внешнего вида. Внутри были ледяные комнаты с ледяной мебелью — кроватями, столами, стульями, шкафами. Все было вырезано изо льда и казалось невероятно хрупким и прекрасным.
-
Скульптуры и декор: фасад и окружающее пространство украшали ледяные скульптуры — фигуры людей, животных, мифологических существ.
-
Фонтаны и пушки: рядом с домом устраивали ледяные фонтаны, которые днем выбрасывали струи воды, замерзавшие на лету в причудливые сосульки, а ночью подсвечивались. Самое удивительное — были даже ледяные пушки и мортиры, из которых стреляли! Конечно, не ядрами, а фейерверками или даже небольшими зарядами (по некоторым данным, из них стреляли замороженными ядрами из пеньки), демонстрируя полную власть над материалом.
Все это великолепие, созданное из замерзшей воды, на солнце переливалось и искрилось, а ночью светилось изнутри, создавая поистине сказочную картину.
От строительства до таяния: недолгая жизнь красоты
Строительство ледяных дворцов требовало огромных усилий и мастерства.
Рабочие вырезали блоки льда прямо из Невы, привозили их на место, обтесывали и укладывали, скрепляя водой на морозе.
Декораторы и скульпторы трудились над созданием фигур и интерьеров.
Однако, несмотря на грандиозность замысла и трудозатраты, жизнь этих ледяных сооружений была предрешена. Они стояли на Неве ровно столько, сколько позволяли морозы.
С приходом весны, с первыми оттепелями, ледяные стены начинали таять.
Дворец терял форму, оседал и постепенно превращался обратно в воду, бесследно исчезая в Неве.
Обычно ледяной дом существовал не дольше одного‑двух месяцев. Эта недолговечность придавала ему особое очарование и делала его еще более похожим на мираж или сказку.
Больше, чем забава: смысл ледяных построек
Ледяные дворцы были больше, чем просто зимняя забава.
Это был символ способности человека и государства преобразовать даже самую суровую природу, создать красоту и порядок там, где царит холод и лед.
Это была демонстрация богатства и могущества императорского двора, который мог позволить себе такие невероятно затратные и при этом абсолютно непрактичные постройки.
А история Ледяного дома 1740 года, связанная с насильственной «шутовской свадьбой» в нем, также напоминает об изнанке блестящей имперской власти — ее жестокости и деспотизме.
Эти ледяные чудеса XVIII века остались в истории Петербурга как уникальное явление, нашедшее отражение в литературе (например, в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом») и живописи.
Они — напоминание о том, что Петербург — город, где природа и история, красота и суровость тесно переплетены, и где даже из самого простого материала, такого как лед, могли создавать произведения искусства, пусть и обреченные на скорое исчезновение.
Сегодня мы не увидим ледяных дворцов на Неве, но память о них живет, добавляя еще одну грань к многоликой истории Северной столицы.