Представить себе Петербург XIX века без извозчиков невозможно.
Они были кровеносной системой города, его такси, грузоперевозками и неотъемлемой частью городского пейзажа.
Это был целый мир со своей строгой иерархией, языком, правилами и героями.
Сесть в пролетку означало не просто заказать услугу, а вступить в короткие, но важные отношения с извозчиком, от мастерства и класса которого зависели скорость, комфорт и даже безопасность поездки.
Три касты извозчичьего мира
Всё извозчичье братство делилось на три четкие, почти не пересекающиеся касты. Выбор извозчика зависел от кошелька, спешки и социального статуса пассажира.
Каста | Кто это был | Внешний вид и экипаж | Особенности работы |
---|---|---|---|
“Лихачи” | Элита извозчичьего мира. Часто имели собственных лошадей и щегольской экипаж. | Шикарная пролетка на дутых шинах, ухоженный, резвый рысак. Сам извозчик одет в щегольской кафтан, бархатную шапку. | Стояли у дорогих ресторанов, театров, на Невском. Ездили с немыслимой скоростью, “с ветерком”, лавируя в потоке. Их нанимали кутящие офицеры, богатые купцы, актеры. Цена была баснословной, но они гарантировали скорость и шик. |
“Ваньки” (или “голубчики”) | Основная рабочая сила. Часто это были крестьяне, приезжавшие в город на зимний заработок. | Простая, но добротная пролетка. Лошадь-трудяга, не быстрая, но выносливая. Сам “ванька” одет в простой тулуп, подпоясанный кушаком. | Самый массовый “таксопарк”. Стояли на углах, у вокзалов. Спокойно и недорого везли пассажиров. С ними можно и нужно было торговаться. Составляли 90% всех легковых извозчиков. |
“Ломовые” | Грузовое такси. Мощные, сильные мужчины и такие же лошади-тяжеловозы. | Грубая, прочная телега без рессор, запряженная одной или парой лошадей-битюгов. | Перевозили всё: от дров и угля до мебели и строительных материалов. Их нанимали для переездов, доставки товаров в лавки. Их крик “Пади!” (“отойди, с дороги!”) был грозным предупреждением для пешеходов. |
“Дай дорогу дураку и лихачу!”
Поездка с “лихачом” была отдельным аттракционом, настоящим экстримом XIX века.
“Лихач” гнал лошадь во весь опор, не обращая внимания на правила и крики других участников движения.
Он мог пронестись в сантиметрах от прохожего, проскочить перед носом у другой повозки.
Такая езда щекотала нервы и была признаком особого купеческого или офицерского шика — “прокатиться с ветерком”.
Именно про них и сложилась поговорка, вынесенная в заголовок.
“Ванька”, напротив, был олицетворением надежности и предсказуемости.
Он не гнался за скоростью, его задачей было спокойно и без происшествий доставить седока (пассажира) из точки А в точку Б за оговоренную плату.
Разговор с “ванькой” по пути был частым явлением — от него можно было узнать последние городские новости и слухи.
Правила и быт
Жизнь извозчика была тяжелой.
Большинство из них не имели собственного экипажа и лошади, а арендовали их у хозяина, которому должны были отдавать значительную часть выручки (“с половины”).
Жили они часто в тех же конюшенных дворах, где стояли их лошади.
Каждый извозчик должен был иметь специальный номерной знак, прикрепленный к экипажу, и быть зарегистрированным в полиции.
Существовали и первые “правила дорожного движения”: предписывалось держаться правой стороны, не обгонять на мостах. Однако в хаосе городских улиц эти правила часто нарушались.
С появлением первых автомобилей в начале XX века, а затем и с развитием трамвайной сети, эра извозчиков стала клониться к закату.
Медленная, но выносливая лошадь не могла конкурировать со скоростью и дешевизной нового механического транспорта.
Цокот копыт постепенно затих, уступив место реву моторов, но память об этих колоритных хозяевах старых петербургских улиц навсегда осталась в литературе, фольклоре и истории города.