Петербург — город-загадка, чьи строгие фасады, как считают многие, испещрены тайными знаками.
Самый популярный и волнующий миф гласит, что город был построен “вольными каменщиками” — масонами, которые зашифровали в его архитектуре свое тайное учение.
Лучистые треугольники, циркули, колонны и черепа — эти символы ищут и находят на стенах соборов, дворцов и особняков, видя в них ключ к разгадке тайной истории столицы.
Часть 1. Великие мифы и самые известные “знаки”
Охотники за масонскими символами чаще всего указывают на одни и те же, самые заметные элементы.
-
Всевидящее око (Лучезарная дельта): треугольник с оком внутри, испускающий лучи. Самый известный пример — на фронтоне Казанского собора. В масонстве это символ Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами “вольных каменщиков”.
-
Колонны: две отдельно стоящие колонны, как, например, у входа в Горный университет или по бокам от портиков многих храмов, трактуются как масонские колонны Яхин и Боаз из Храма Соломона.
-
Череп и кости: этот символ, который можно найти в декоре некоторых зданий, например, в лепнине на Исаакиевском соборе, связывают с масонскими ритуалами, символизирующими бренность бытия и победу над страхом смерти.
-
Скрещенные ключи, ветка акации, циркуль и наугольник: другие важные символы братства, которые энтузиасты находят в элементах оград, лепнины и декора.
Если смотреть на город через призму этих символов, то Петербург и впрямь может показаться гигантским масонским храмом под открытым небом.
Часть 2. Историческая реальность и двойное дно символов
А теперь — холодный душ исторического факта.
Подавляющее большинство “масонских” символов в архитектуре Петербурга имеют совершенно другое, официальное и куда более древнее происхождение.
Всевидящее око — не масонский, а христианский символ
Это главный и самый важный факт. “Всевидящее око” или “Око Провидения” — это древний христианский символ Святой Троицы.
Треугольник символизирует триединство Бога (Отец, Сын и Святой Дух), а око внутри — Божественное всеведение и всеприсутствие.
Этот символ активно использовался в православной и католической иконографии задолго до того, как его позаимствовали масоны.
Его присутствие на фронтоне главного православного храма, посвященного победе в Отечественной войне, абсолютно логично и канонично.
Это не тайный знак, а прямое указание на покровительство Всевышнего.
Архитектурный язык классицизма
Петербург строился в эпоху классицизма, который черпал вдохновение в античной Греции и Риме.
- Колонны — это базовый элемент античного ордера, а не отсылка к Храму Соломона.
- Череп и кости в христианской традиции — это “Адамова голова”, символ искупления первородного греха, который часто изображается у подножия Распятия. Также это распространенный элемент декора в стиле барокко, напоминание о
memento mori
(помни о смерти). - Ветки акации (часто путают с лавром или дубом) — античные символы славы, победы и вечной жизни.
Масоны не изобретали эти символы, они их заимствовали из более древних культур и религий (христианства, алхимии, античной мифологии) и придавали им свое, эзотерическое значение.
Так были ли масоны? Итог
Неужели все это выдумка? Не совсем.
-
Масоны действительно были. В XVIII-XIX веках масонство было невероятно модным и влиятельным течением среди русской аристократии. Масонами были многие архитекторы (например, Андрей Воронихин, Василий Баженов), вельможи, военные и даже члены императорской семьи.
-
Символизм был важен. Для человека той эпохи символ имел огромное значение. И архитектор-масон, используя общепринятый христианский или античный символ, вполне мог вкладывать в него и свой, второй, “масонский” смысл, понятный только “посвященным”.
“Масонский” знак | Популярный миф | Историческая реальность |
---|---|---|
Всевидящее око | Знак Великого Архитектора Вселенной. | Древний христианский символ Святой Троицы и Божественного Провидения. |
Колонны | Колонны Храма Соломона Яхин и Боаз. | Элемент античной архитектуры (классицизм). |
Череп и кости | Символ презрения к смерти в ритуалах. | Христианский символ “Адамова голова”. |
Петербург — не “масонский проект”.
Он строился как столица православной империи по канонам классической архитектуры.
Однако нельзя отрицать, что многие его создатели были “вольными каменщиками”.
Они не могли в открытую размещать свои знаки на государственных зданиях, но могли использовать символы с “двойным дном”, чье официальное значение было безупречно, но для братьев по ложе несло дополнительный смысл.
Именно в этой двусмысленности и кроется настоящая тайна Петербурга, которая делает прогулки по нему таким увлекательным расследованием.