Календарь хранит не только праздники, но и дни, отмеченные событиями, формировавшими ход истории.
31 октября — дата, которая в разные века ознаменовалась как триумфальными моментами, так и глубокими трансформациями, оставившими неизгладимый след.
1811: Расцвет просвещения
В этот день, 19 октября по старому стилю, в Царском Селе был открыт Императорский Царскосельский лицей — уникальное высшее учебное заведение, призванное готовить государственных чиновников высших рангов.
Изначально находившийся под ведомством Министерства народного просвещения, он был переподчинен военному ведомству в 1822 году.
Программа обучения, разработанная М. М. Сперанским, стала основой для подготовки нового поколения российской элиты.
1884: Триумф Чайковского
31 октября 1884 года — день, когда сцена Мариинского театра озарилась премьерой оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
Произведение было встречено с грандиозным успехом, а композитору был преподнесен заслуженный венок, символ признания его гения. Опера стала одним из самых любимых и исполняемых произведений русского оперного искусства.
1889: Бюст, давший имя
31 октября 1889 года — перед главным фасадом Александровского лицея (расположенного на Каменноостровском проспекте, 21) был открыт бюст императора Александра I.
Скульптура, отлитая по модели П. П. Забелло, стала воплощением памяти о монархе, чье имя впоследствии носил лицей.
Именно после перевода учебного заведения в Петербург в 1844 году Царскосельский лицей получил название «Александровский», в честь своего основателя.
1992: Вера на Невском
31 октября 1992 года — историческое событие для немецкой лютеранской общины Санкт-Петербурга. В этот день в лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Петрикирхе) на Невском проспекте, 22-24, были возобновлены богослужения.
Решение о передаче здания церкви было принято Петросоветом тремя месяцами ранее.
После революции храм был закрыт, его имущество разграблено, а священнослужители подверглись репрессиям.
В 1958 году в здании кирхи был оборудован бассейн. Удивительно, но фундамент бассейна до сих пор сохранился — его ванна не была демонтирована, а лишь закрыта сверху.
Это привело к тому, что нынешний пол церкви на три метра выше первоначального. По бокам сохранились даже трибуны для зрителей.
