Санкт-Петербург — город с богатой историей и уникальной архитектурой. Однако мало кто знает о том, сколько амбициозных проектов остались нереализованными.
Представьте себе Петербург с театром оперы на Марсовом поле, наземным метро и гигантским вокзалом… Эти и другие смелые идеи остались лишь на чертежах и в исторических документах.
Театр оперы на Марсовом поле
В конце XIX века Петербург нуждался в новом здании для оперы и балета. Был объявлен конкурс, победителем которого стал проект Виктора Шрётнера. Роскошное здание в эклектичном стиле планировалось возвести на Марсовом поле.
«Сооружение планировали возвести из несгораемых материалов», — говорят историки.
Театр был рассчитан на 2100 посетителей и должен был стать настоящей архитектурной доминантой этой части города. Однако из-за нехватки средств проект так и не был реализован.
Наземное метро Балинского
Петербургское метро могло быть не подземным, а наземным. В 1898 году инженер Балинский представил проект наземного метрополитена с гигантским трехэтажным вокзалом на месте Обуховской больницы.
«Здание должно было стать точкой прибытия и отправления всех поездов… а также местом соединения их с вагонами метрополитена», — рассказывают историки.
От вокзала должны были расходиться 11 надземных путей на мощных металлических эстакадах. Общая протяженность дороги составляла бы 102 км. Проект был отклонен городской думой в 1901 году как «нарушающий городские интересы».
Дом Зингера: компромисс между мечтой и реальностью
В начале XX века американская компания «Зингер» запланировала построить в Петербурге главный офис — настоящий небоскреб. Однако существовавшие ограничения на высоту зданий (не выше 23,5 метров) заставили компанию отказаться от первоначальных планов.
В итоге был построен «Дом Зингера» — роскошное здание со стеклянной башней и большими витринами, ставшее одним из символов города. Этот проект демонстрирует насколько амбициозными были планы американской компании, и каким был найден компромисс между мечтой и реальностью.
Башня Татлина: несбывшаяся мечта о всемирной революции
Совершенно иная история связана с проектом башни Татлина — 400-метрового здания-памятника, символа революции и всемирной коммунистической власти.
«Небоскреб… был призван вдохновлять поколения на смелые свершения и объединять людей по всему миру», — говорят историки.
Архитектор Владимир Татлин разработал уникальную спиральную конструкцию из стекла и стали с четырьмя вращающимися блоками: нижний куб для заседаний, усеченная пирамида для секретариата, цилиндр для информационного бюро и полусфера для радио Коминтерна.
«Проект предполагал… вращающиеся здания со скоростью один оборот в год, месяц, день и час соответственно», — рассказывают историки.
Башня Татлина была пронизана символизмом. Угол наклона башни соответствует углу наклона земной оси, а вращающиеся здания символизируют вращение земли.
Высота башни (400 метров) кратна земному меридиану, а сама спираль олицетворяет «линию движения свободного человечества».
Однако уже на стадии проектирования многие сомневались в реализуемости этого грандиозного проекта, и власти его не поддержали.
Несмотря на то, что башня Татлина так и не была построена, модели ее конструкции хранятся в различных музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и музее современного искусства в Стокгольме.
Другие нереализованные проекты
Как пишет телеканал Санкт-Петербург, помимо театра оперы и наземного метро, в истории Петербурга есть еще множество несбывшихся проектов.
Среди них — дублеры Невского и Каменноостровского проспектов и грандиозный проект Ленин-маяка. Эти амбициозные идеи остались лишь на чертежах и в воспоминаниях, но они показывают, насколько смелыми и масштабными были планы по развитию города в прошлом.
Читайте также:
Спиритическая лихорадка: тайны «говорящих столов» Петербурга XIX века
В петербургских «хрущевках» были отдельные «комнаты для тещи»: вот для чего строили на самом деле
Александр II продал Аляску США: вот на каком русском диалекте там все еще говорят