Мариинский театр в Петербурге — это не только выдающиеся постановки, но и удивительное внимание к деталям в декоре. Каждый элемент интерьера, от великолепных люстр до изысканных колонн, способствует созданию уникальной атмосферы, которая погружает зрителей в мир искусства.
Декоративные решения здесь имеют богатую историю и отражают эстетические традиции, делая это местонастоящим произведением искусства. Одним из самых ярких элементов декора является, конечно же, люстра, которая не только освещает сцену, но и является символом великолепия и исторического наследия театра.
Изначально в Мариинке висела трехъярусная бронзовая люстра. Она была спроектирована известным архитектором Кавосом и установлена в 1885 году, став первой театральной люстрой в Петербурге, адаптированной для газового освещения. Это был значительный шаг вперед, который позволил улучшить освещение на сцене и в зрительном зале.
Однако, несмотря на свою уникальность, люстра не смогла долго удержаться на пьедестале. Всего через несколько лет, в 1911 году, ее заменили на более мощную английскую люстру, которая соответствовала новым стандартам освещения. Эта новая люстра, известная как хрустальная примадонна Мариинского театра, весит около 2500 кг и имеет 210 электрических лампочек и 23 000 хрустальных подвесок. Она быстро завоевала признание благодаря своему блеску и величию, привнося в атмосферу театра нотки роскоши.
Хрустальная люстра выдержала множество испытаний, включая годы войны. Во время Великой Отечественной войны, когда здание театра подверглось бомбардировке, люстра упала на пол после попадания снаряда, но удивительным образом хрусталь не разбился. Это стало символом стойкости и долговечности искусства, которое продолжает вдохновлять зрителей.
Совсем недавно, в 2021 году, в Мариинском театре состоялся масштабный процесс очистки этой легендарной люстры. Специалисты провели тщательную процедуру, начав с удаления пыли с подвесок. Затем люстру мыли с использованием специальных чистящих средств, чтобы вернуть ей первоначальный блеск. Все 210 лампочек были заменены, даже те, которые еще работали, так как люстра опускается лишь раз в год.
«За сезон скапливается достаточно большое количество пыли. Потому что вентиляция тянет воздух из зала, а люстра находится на этом пути. Пыль оседает в большом количестве. Можем даже сравнить сейчас и после того, как мы помоем. Сейчас детали серые, а потом будет действительно настоящий хрусталь, блестеть, играть», – объяснил начальник смены электротехнической службы Мариинского театра Евгений Григорьев.
Эта люстра — не просто элемент декора, а настоящая жемчужина театра, символизирующая его величие и историческую значимость. Она продолжает освещать сцену и радовать зрителей, погружая их в атмосферу волшебства и искусства. Каждый спектакль, проходящий под ее светом, становится частью богатого культурного наследия Санкт-Петербурга.
Ранее мы писали, о том, как в Петербурге пили кофе 190 лет назад: найдено меню времен правления династии Романовых.