"Аврора" стоит у Петроградской набережной и давно в одном ряду с Медным всадником и Петропавловской крепостью. Крейсер заложили в Петербурге 23 мая 1897 года на "Новом Адмиралтействе", спустили на воду 11 мая 1900-го в присутствии Николая II и ввели в строй 16 июля 1903-го.
Сегодня "Аврора" — музейный корабль и одновременно корабль ВМФ с церемониальным статусом: на борту несут вахту моряки.
Как "Аврора" Варягом стала
Сразу после войны "Аврора" получила неожиданную роль — в кино. В октябре 1945 года Народный комиссариат ВМФ разрешил использовать крейсер для съёмок фильма "Крейсер Варяг" на киностудии имени Горького.
Настоящий "Варяг" к тому времени был уничтожен, поэтому именно "Аврора" стала его экранным двойником. На её палубах снимали сцены морского боя и жизни команды, а в эпизодах участвовали реальные моряки крейсера — они изображали актёров, играющих своих же предшественников.
Крокодилы на борту
Во время дальнего похода к берегам Японии команда взяла в одном из африканских портов двух крокодилов. Об этом вспоминал судовой врач; в популярных пересказах у рептилий даже есть клички — Сам и Того. В петербургских материалах встречается запись в судовом дневнике от 5 марта 1905 года о побеге одного из «пассажиров» за борт.
Сколько весит легенда
Полное водоизмещение "Авроры" по музейным и энциклопедическим данным — порядка 6 731 т. Это меньше, чем иногда пишут в заметках "про 7 310 тонн", но и этих 6,7 тысячи — вес целого пятиэтажного дома!
Не просто музей на воде
Корабль прошёл через Русско-японскую войну и Цусиму, пережил революции и блокаду, в 1957 году стал музеем, а после капитальной реставрации вернулся на историческую стоянку летом 2016-го. Для Петербурга "Аврора"— не просто символ, а часть живой морской истории, на которую можно подняться по трапу.