Комитет финансов Санкт-Петербурга отчитался о рекордных бюджетных поступлениях в первом полугодии 2022 года. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, доходы увеличились на 262 млрд рублей или на 72,1% - 626 против 363,8 млрд рублей. Всего же за половину года в бюджет Петербурга поступило 70% от того, что город собирался собрать за 2022.
Показатели не маленькие, однако, как уже неоднократно отмечалось, это не заслуга действующего губернатора города Александра Беглова, а его предшественницы Валентины Матвиенко, которая в свое время предложила сменить прописку «Газпрому». Кроме того, нужно помнить, что предыдущие два года во всем мире прошли под знаменем коронавируса и антипандемийных мер. Все, что сейчас происходит в городе на Неве говорит, что на фоне разового увеличения бюджета из-за внешних факторов, внутри самого города экономика находится скорее в состоянии стагнации.
Ради манипуляции эффектными цифрами чиновники приводят пример аналогичного периода 2021 года, когда абсолютное большинство петербуржцев сидели по домам и кроме нескольких стратегически важных производственных процессов практически никто не работал в полную силу. Помимо этого были закрыты или работали в ограниченном режиме кафе, кинотеатры, не сетевые магазины, бары и прочие объекты малого и среднего бизнеса.
После отмены ограничений все возвращается на круги своя, а из-за ограничений на выезд за границу, запрета полетов и прочих внешних факторов в России стал популярен внутренний туризм – в Петербург потянулись люди из других регионов. Опять же, этот заработок приходит не благодаря властям, а скорее вопреки. Программа поддержки малого и среднего бизнеса – федеральная, городские власти для поддержания имиджа города могли бы наконец-то заняться разваливающимися историческими зданиями в центре города, однако, судя по всему, им сейчас отчего-то не до этого.
И все же, по большей части выросшие показатели петербургского бюджета – это заслуга ПАО «Газпром», который в 2021 году сменил прописку, а в 2022 году из-за внешнеэкономических факторов начал зарабатывать больше запланированного. Так, сегодня Смольный сообщает, что основная часть обеспечена за счет поступлений налога на прибыль организаций – 52,4% и налога на доходы физических лиц – 28,5%. Это говорит о том, что структура доходов поменялась по сравнению с 2021 годом – до этого основной источник дохода был доход физических лиц. В прошлом году, например - налог на доходы физических лиц (43,9 % собственных доходов) и налог на прибыль организаций (31,7 %).
Однако стоить напомнить, что в городе Санкт-Петербург не добывают газ и нефть и даже не перерабатывают их – Петербург всего лишь адрес регистрации крупнейшей госкорпорации, а предложение о переезде, как уже говорилось выше, было сделано Валентиной Матвиенко еще в середине нулевых годов.
Еще одна часть доходов бюджета Санкт-Петербурга в первом полугодии 2022 года – это неналоговые доходы. Как говорится в сообщении пресс-службы губернатора Александра Беглова, «Неналоговые доходы по итогам полугодия увеличились более чем на 15 млрд рублей, достигнув 32,5 млрд рублей. Значительная часть этой суммы – 12 млрд рублей – финансовый результат от размещения временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга на банковские депозиты и по договорам репо». Однако воспринимать эту информацию чиновники предлагают в полном вакууме и опять без оглядки в прошлое и на внешние факторы, в том числе санкционные. Связаны эти доходы исключительно с высокой процентной ставкой, которая порою доходила до 25%. Не стоит забывать и о рекордной инфляции, которая коснулась в 2022 году не только России, но и страны так называемого «западного мира». То есть неналоговые доходы в 2022 году – это не константа, а скорее исключение из правил – вряд ли в будущем когда-либо удастся это повторить. Опять же, заслуга в этой статье доходов бюджета не петербургских властей, а федерального правительства и Центрального Банка России.
В итоге, рекорд бюджета Петербурга – это «пляшущие» цены на нефть и газ, возрождение малого и среднего бизнеса, поддерживаемого федеральными властями и рекордная процентная ставка. При этом собственный петербургский бизнес никак не развивается, экономика находится в фазе полной стагнации еще с коронавирусных времен и в ней же и остается. Нет ни одного высокотехнологичного и громкого проекта, вроде московского Сколково или татарстанского Иннополиса, а экономика просто «плывет по течению». Даже туристическая отрасль города обречена на провал при дальнейшем наплевательском отношении к историческим зданиям. С таким подходом рекорды бюджета уже в 2023 году превратятся в «антирекорды».