Московский метрополитен — не просто транспортная артерия, а настоящий подземный город, символ мощи и истории России.
Его узнаваемый облик, надежность и красота скрывают за собой десятки лет удивительных событий, инженерных прорывов и человеческих судеб.
Отказ от “испорченного облика” к идее подземной жизни
Идея подземного транспорта в Москве зародилась задолго до XX века. Уже в конце XIX столетия инженер Пётр Балинский предлагал проложить подземную линию. Однако тогдашние чиновники не увидели в этом перспективы.
В начале XX века английская фирма «Метро Констракшн» вновь представила проекты сети тоннелей, но московская городская дума, опасаясь, что метро “испортит исторический облик города”, вновь отказала.
Перелом наступил лишь после революции и начала стремительной индустриализации.
Большая стройка 1930-х: коллективный гений под руководством Кагановича
Официальное решение о строительстве метро было принято в 1931 году. Куратором проекта стал Лазарь Каганович, которому впоследствии приписали статус “первого прораба метро”.
Под его руководством работала целая плеяда талантливых специалистов: главный инженер первой очереди Пётр Балдин, руководитель Метростроя Владимир Котельников, а также архитекторы Алексей Душкин («Кировская») и Александр Дейнека («Маяковская»).
На пике стройки в ней участвовало более 70 тысяч человек — инженеров, проходчиков, землекопов, бетонщиков.
Рекордная скорость строительства и новаторская технология
Первая очередь метрополитена, включавшая 13 станций, была построена всего за 3,5 года. Стройка началась в 1932-м, а запуск состоялся 15 мая 1935 года. Этот срок стал рекордно коротким для такого масштаба строительства.
Для преодоления сложностей московских грунтов — обилия “плывунов” — инженеры применили новаторскую для того времени технологию замораживания.
Вокруг будущих тоннелей бурили скважины и заполняли их хладагентом, превращая землю в монолит, что позволяло безопасно вести работы.
Медленные поезда и “дворцы для народа”
Первый поезд метро разгонялся всего до 45 км/ч, используя вагоны типа А и Б, произведенные с немецкими и американскими комплектующими. Сегодня максимальная скорость новых составов достигает 80 км/ч, что считается нормой.
С самого начала метрополитен задумывался как “дворец для народа”. Архитектурный стиль подчеркивал мощь СССР: высокие своды, мраморные колонны, мозаики и бронзовые скульптуры.
Строители вспоминали, что отделка иногда занимала больше времени, чем сама инженерная часть.
Убежище, штаб и роддом: метро во время войны
В годы Великой Отечественной войны, в 1941–1942 годах, станции московского метро превратились в главные убежища. Они служили укрытиями от бомбардировок, штабами и даже родильными домами.
Исторические данные подтверждают, что здесь родилось около 200 детей.
Легенда о “Метро-2”
Легенда о “секретном метро-2” имеет под собой реальные основания. Исследователи подтверждают наличие специальных веток, построенных для правительственных перемещений, эвакуации руководства и связи с Министерством обороны.
Однако точные маршруты и масштабы этих секретных сооружений остаются засекреченными до сих пор.
Резкий поворот в архитектуре: от искусства к типовым проектам
До 1955 года метро строилось как произведение искусства. Однако после постановления ЦК о “борьбе с архитектурными излишествами” стиль строительства резко изменился.
Мраморные тоннели, мозаики и скульптуры уступили место типовым проектам, результатом чего стали “бетонные коробки”, характерные для линий 1960–1980-х годов.
Неисчерпаемый запас прочности
Московский метрополитен строился с огромным запасом прочности. Тоннельные кольца из чугуна и бетона создавались с учетом будущего увеличения пассажиропотока. Поэтому тоннели рассчитаны на 150–200 лет эксплуатации.
Это позволяет проводить реконструкцию некоторых станций без полной замены конструкций, так как запас прочности до сих пор не исчерпан.
Скорость роста, не имеющая аналогов
Московское метро росло быстрее любых аналогов в мире. В период с 1930-х по 1980-е годы каждые 2–3 года открывались новые участки. Сейчас длина сети превышает 470 км, что ставит его на третье место в мире по этому показателю.