Архип Иванович Куинджи — имя, которое звучит как символ русского пейзажа и мастерства, посвятившего свою жизнь игре света и цвета.
Родившись в Мариупольском уезде в семье греческих корней, он не имел систематического образования, и его путь к величию начинался с простоты и трудностей.
Прозвище «Куинджи» — результат личного выбора Архипа Ивановича Куюмджи (фамилия при рождении), который считал, что художник должен обладать звучным уникальным именем, чтобы соответствовать своему таланту.
Юный Куинджи оказался в 1855 году в Феодосии, где встреча с Иваном Айвазовским стала поворотным моментом в его жизни.
Несмотря на легенды о недооценке юноши мастером морских пейзажей, Айвазовский все же дал дельный совет учиться и принял его в Академию художеств.
Первая известная работа — «Татарская сакля в Крыму» — ныне утрачена, но ранние полотна, например, «Исаакиевский собор при Луне», уже демонстрируют мастерство начинающего художника.
Петербург — пристань творчества и вдохновения
С 1865 года Куинджи обосновался в Петербурге, где познакомился с крупнейшими художниками своего времени — Иваном Крамским, Ильей Репиным и другими передвижниками.
Несмотря на участие в выставках, Куинджи вскоре выбрал путь независимого творца, создав имя благодаря работам вроде «На острове Валааме» и «Ладожское озеро», последняя из которых ныне хранится в Русском музее и считается прорывом в жанре пейзажа.
На Васильевском острове Куинджи жил в доме №16 по Малому проспекту, здесь в мастерской рождались его легендарные полотна «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща».
Именно здесь великий живописец «играл» со светом, достигнув мистических оттенков, которые до сих пор восхищают зрителей.
Свой уникальный рецепт цветов Куинджи создавал, сотрудничая с Дмитрием Менделеевым, с которым наладил личную дружбу и даже играл в шахматы.
«Лунная ночь на Днепре» — спектакль света и теней
Как пишет Art Nuvo Palace, в 1880 году Куинджи совершил необычный поступок — выставил одну картину на отдельной выставке.
«Лунная ночь на Днепре» ошеломляла зрителей ритмом теней и загадочной подсветкой, которые создавали иллюзию присутствия настоящего лунного света.
Некоторые даже подозревали, что художник тайно использует скрытую подсветку, но все было делом исключительно таланта.
Время молчания и педагогика
С 1882 года наступил период «молчания»: почти два десятилетия Куинджи не показывал своих работ публике, однако продолжал творить в тайне.
Позже, в 1894 году, он вернулся в Академию художеств в качестве профессора пейзажной живописи, возглавив мастерскую, но вскоре был уволен за поддержку студентов в бурные предреволюционные годы.
Несмотря на это, педагогика стала одной из важных страниц его жизни — он продолжал обучать молодых живописцев приватно и щедро поддерживал их финансово.
Жил на Васильевском и оставил наследие
Проживая в Петербурге, признанный мастер приобретал недвижимость, став искусным риелтором, благодаря чему появились средства на приобретение дома в Биржевом переулке, который ныне музей-квартира Архипа Ивановича.
Здесь можно увидеть кабинет, гостиную и мастерскую, а также экспозицию, посвященную его учительской деятельности.
Художник скончался в 1910 году и был похоронен на Смоленском кладбище, прежде чем в 1952 году прах перенесли в Александро-Невскую лавру.
Одной фразой его современник Илья Репин охарактеризовал Куинджи:
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Союз таланта, экспериментов и глубокого чувства к Васильевскому острову — основа бессмертия его творчества.
Архип Куинджи — живописная легенда Петербурга, чьи картины и судьба навсегда связаны с Васильевским островом, немецкими переулками и пышными ландшафтами, что пленяют сердца и умы любителей искусства по всему миру.