13 марта исполнилось 154 года со дня рождения Анастасии Вяльцевой, яркой звезды петербургского Серебряного века, исполнительницы романсов. Ее жизнь была короткой, но овеяна мистикой и литературными легендами. Одна из них рассказывает о влюбленном поэте, или вернее, архитекторе, который шагнул ей навстречу через пропасть в более чем полвека.
Особняк Книрши и легенды о Вяльцевой
История начинается с двух памятников архитектуры в стиле модерн. Первый — бывший особняк Книрши на набережной реки Карповки, который, по легенде, оказался в собственности Анастасии Вяльцевой благодаря купчей, приколотой к вееру, подаренному ей на концерте.
Биографы певицы активно продвигают эту версию, в то время как краеведы предпочитают более прозаические объяснения: подарок от мужа или покупка на собственные средства.
Так или иначе, с 1908 по 1913 год особняк принадлежал Вяльцевой и сдавался в наем. Именно здесь начинается история ленинградского архитектора и искусствоведа Геннадия Алексеева, одного из первых в СССР исследователей архитектуры модерна. Он посетил особняк в конце 1960-х, незадолго до сноса здания. И узнал о Вяльцевой.
Усыпальница на Никольском кладбище
Второй памятник архитектуры — изысканная белая часовня-усыпальница на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Туда через несколько лет Алексеев привел группу своих студентов на обмерную практику. На замурованном входе выбита надпись: «Анастасия Дмитриевна Бискупская-Вяльцева».
Его внимание привлекла эта часовня, и он записал в дневнике: «И снова стало мне странно: исполнительница цыганских романсов — и такой мавзолей!».
Виниловая пластинка и рождение любви
Третий «звонок» прозвучал в 1974 году с выпуском фирмой «Мелодия» виниловой пластинки с записями Вяльцевой. Увидев пластинку в «Гостином Дворе», Алексеев приобрел ее.
«Голос загадочный, удивительный, мягкого теплого тембра с необычными интонациями. В нем и страсть, и печаль, и какие-то предчувствия, и какая-то запредельность. Что связывает меня с этой женщиной, меня, родившегося спустя девятнадцать лет после ее похорон?», — записал тогда Алексеев в своем дневнике.
Исследование и книга о Вяльцевой
С этого момента записи, посвященные Вяльцевой, регулярно появлялись в дневнике Алексеева. Он изучал все материалы о ней: исследования биографов, коллекции музеев, подшивки прессы. Последние годы своей жизни Геннадий Алексеев прожил, словно в романе Джека Финнея, между двумя временами, а Анастасия Вяльцева стала его проводником в «прекрасную эпоху».
Роман
Любовь к певице обернулась романом, который Алексеев старательно писал несколько лет. В нем художник и поэт, двойник автора, переживая кризис эпохи застоя, влюбляется в призрак Анастасии Вяльцевой. Их встреча, словно срежиссированная самим городом, разворачивается в двух временах, в неизменном Петербурге. «Зелёные берега» автор написал о своей любви, изысканно переплетая историю певицы и городской архитектуры.
Как пишет портал «Год литературы», впоследствии книга стала признанным шедевром, «архитектурным романом» о Петербурге.
Читайте также:
Вспоминаем сильных женщин Петербурга: три гения, которые изменили мир искусства
Вспоминаем сильных женщин Петербурга: истории успеха, борьбы и влияния на историю
Люди влюбляются, люди встречаются, женятся: как вопреки всему играли свадьбы в блокадном Ленинграде