Последние новости
Теги
Категории

Васильевский остров: кто такой был этот Василий и почему на его острове «линии», а не улицы?

Город
Васильевский остров: кто такой был этот Василий и почему на его острове «линии», а не улицы?
Городовой ру

Васильевский остров — это не только научный и исторический центр Петербурга, но и клубок загадок.

Начать стоит с главного — с названия.

Долгое время по Петербургу гуляла красивая и очень "петровская" легенда. Якобы имя острову дал поручик артиллерии Василий Корчмин, чья батарея стояла на Стрелке. Сам Петр I, отправляя ему депеши, писал коротко: "Василию на остров".

Звучит складно, но, как это часто бывает с красивыми историями, к реальности отношения не имеет.

Историки еще в XIX веке раскопали налоговые документы Новгородской земли за 1500 год — за два века до рождения и поручика, и самого Петербурга. И в них черным по белому уже значился "Васильев остров на устье Невы".

Легенда рассыпалась, а загадка осталась: так кто же этот таинственный Василий?

Увы, точного ответа нет до сих пор. Возможно, это был новгородский посадник XV века или еще более ранний русский поселенец, чье имя навсегда вписалось в карту.

Кстати, русское название было не единственным. До основания Петербурга остров носил и другие имена, отражавшие, кто здесь жил и хозяйничал:

  • Хирвисаари — "Лосиный остров" на прибалтийско-финском языке. Так его называли коренные ижорские племена.

  • Даммаргольм — "Прудовой остров" по-шведски, когда эти земли принадлежали шведской короне.

В петровскую эпоху остров пытались переименовать и в Преображенский, и в Меншиковский, но народная память оказалась сильнее. Древнее название "Васильевский" победило и было закреплено официально.

Проект "Новый Амстердам": как Петр I хотел перекроить остров

Настоящая история застройки острова началась с грандиозного, почти безумного замысла Петра I.

Император, впечатленный своими европейскими поездками, решил создать здесь "новый Амстердам" — идеальный город на воде, который должен был стать административным и торговым сердцем новой столицы.

Проект поручили Доменико Трезини.

План был строг и геометричен: весь остров пересекает сетка прямых каналов, которые служат и транспортными артериями, и дренажной системой для осушения болот. Вдоль каналов, как в Голландии, должны были стоять дома, построенные "фасадом к фасаду".

Но реальность внесла свои коррективы.

Каналы рыли медленно, с осушением они справлялись плохо, а во время наводнений грозили превратить весь остров в одно сплошное озеро.

К тому же, без мостов остров был отрезан от остального города, и столичный центр сюда так и не переехал. В итоге прокладку каналов прекратили, а те, что успели вырыть, в 1760-х годах и вовсе засыпали.

Но память о них осталась в самом уникальном явлении Васильевского острова — его линиях.

Почему вместо улиц — линии

Названия "1-я линия", "Средний проспект", "29-я линия" — это прямое наследие петровского плана.

Когда проектировали каналы, улиц в привычном понимании не было. Были берега.

Каждый берег будущего канала получил свой порядковый номер.

Так и получилось, что две стороны одной современной улицы — это две разные линии с нечетным и четным номерами.

Каналы исчезли, а топонимическая традиция сохранилась, подарив Петербургу эту удивительную особенность.

От науки и заводов к намывным территориям

Несмотря на провал "голландского проекта", остров не пустовал.

Уже к середине XVIII века здесь возвели здание Двенадцати коллегий, Кунсткамеру, дворец Меншикова.

Постепенно Васильевский превратился в главный научный и образовательный центр империи: здесь разместились Академия наук, университет, Горный институт, Академия художеств.

А после постройки в 1850 году постоянного Благовещенского моста, связавшего остров с "большой землей", сюда пришла и промышленность — выросли корпуса Балтийского, Кабельного и других заводов.

В XX веке остров начал расти вширь.

В 1960-е годы стартовал масштабный проект по созданию намывных территорий на западе.

Улица Наличная, чье название означало "лицевая", "крайняя", перестала быть таковой.

Остров шагнул прямо в Финский залив, и на новой земле выросли Морской вокзал, гостиница "Прибалтийская" и целые жилые кварталы.

Стрелка — визитная карточка города

И все же самое знаменитое место на острове — его восточная оконечность, Стрелка.

Этот архитектурный ансамбль, созданный в начале XIX века по проекту Тома де Томона, стал одним из символов Петербурга.

Центральное место в нем занимает монументальное здание Биржи, а по бокам от него возвышаются две Ростральные колонны.

Их название происходит от "ростров" — носовых частей вражеских кораблей, которыми по древнеримской традиции украшали триумфальные колонны.

У подножия петербургских колонн расположились аллегорические скульптуры, символизирующие четыре великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Изначально колонны служили маяками для порта, а сегодня их газовые факелы зажигают по большим праздникам, и этот огонь над Невой — зрелище, которое невозможно забыть.

Неслучайно именно Ростральные колонны украшают российскую 50-рублевую купюру, навсегда закрепив свой образ как символ великого морского города.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️ 2
🙏 2
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью