На пересечении улиц Восстания и Жуковского стоит дом, в который всегда хочется всмотреться. На самом верху, над волнообразным фронтоном, замерла фигура с опущенными крыльями. Её называют печальным ангелом — но не все знают, кто он на самом деле.
Дом построили в 1906–1907 годах для владельца участка Петра Тимофеевича Бадаева по проекту инженера Василия Косякова — того самого, что возводил собор Воскресения Христова и Морской собор в Кронштадте.
Но если те постройки дышат монументальностью, то этот дом будто создан из сна: линии текут, окна похожи на лепестки, а декор — сплошные цветы, маки и розы.
Кто же этот ангел?
Есть несколько версий.
Одни архитекторы уверены, что это Аврора — богиня рассвета, подражание античному образу с виллы папы Пия IV в Ватиканских садах. Другие — что это аллегория утра, символ нового дня.
А жители Петербурга придумали свою: будто бы ангел создан в память о рано умершей дочери хозяина дома, и с тех пор его взгляд стал печальным. Подтверждений легенде нет, но, глядя на мягкие линии фигуры, в неё легко поверить.
Каменные цветы и степная баба
Фасады дома Бадаевых — словно сад из камня и майолики. Розы, маки, ирисы, филины, ветви — всё вылеплено с поразительной тщательностью.
Майолика изготовлена на знаменитом заводе Петра Ваулина в Кикерино — того самого мастера, чьи плитки украшают Спас на Крови.
На углу Восстания долго можно было увидеть испорченный рельеф женщины в тунике — во время неудачного ремонта 1980-х её лицо исказили, и горожане прозвали фигуру "степной бабой".
Теперь рельеф восстановили: реставрация, начатая в 2022 году, возвращает дому его былую поэзию.