Этот год знаменует почти три десятка лет с момента выхода на экраны киношедевра Алексея Балабанова «Брат».
В культурном пространстве Петербурга дата не осталась без внимания, ведь режиссер не только стал одной из икон отечественного кино, но и был василеостровцем.
Переехав в северную столицу в середине 90-х, он прожил на Васильевском острове до самой своей смерти и нашел здесь вечный покой на Смоленском кладбище.
Многое из созданного им кино — это дань любви к Петербургу и его старым дворам, лабиринтам и проспектам.
Малый проспект, дом 5 — эпицентр памяти
Как пишет Art Nuvo Palace, главный адрес Балабанова — дом №5 по Малому проспекту.
Именно здесь режиссер жил почти два десятилетия, и здесь же соседствовал с Виктором Сухоруковым — тем самым, кто стал незабываемым братом Данилы Багрова.
Этот дом запечатлен в фильме: ключевые сцены «брата» разворачиваются именно у гостиницы «Прибалтийская» и Малого проспекта, куда опасная компания приезжает на «дело».
Легендарная фраза о пятнадцати минутах ходьбы от метро — не выдумка, а реальность Васильевского острова. Диалог с несчастным звукорежиссером Степой — прямой намек на расположение:
«Пятнадцать минут от метро. Если через пять минут он не вернется, тебе конец…»
Мемориальная доска на фасаде пока носит неофициальный характер — законодательство требует трех десятилетий с момента смерти — но станет важным знаком уважения к памяти мэтра.
Васильевский остров в кадре: бани, линии и переулки
Перекресток Среднего проспекта и 5-й Линии — место Василеостровских бань, излюбленная балка у Балабанова и съемочная площадка «Брата».
Здесь разворачивается драматическая сцена с докладом бандита главарю Круглому.
Автору были дороги не только проспекты и линии Васильевского, но и разноликий Днепровский переулок с его острым поворотом — он зафиксирован в фильме «Груз-200» на пути героев после концерта Виктора Цоя.
Набережная лейтенанта Шмидта — одна из самых любимых локаций
Через мост, по набережной лейтенанта Шмидта прокатывается Света, а рядом катится грузовой трамвай — эта панорама стала частью кинофильмов «Про уродов и людей» и иных работ режиссера, свидетельствуя о глубокой привязанности Балабанова к городской ткани.
Смоленское кладбище — место последнего упокоения и памяти
Среди своих героев и друзей режиссер выбрал Смоленское кладбище на Васильевском острове в качестве вечного пристанища.
Встречи персонажей здесь — символ пройденного пути и памяти о прошлом.
Алексей Балабанов и сам пожелал покоиться на острове, где жил, веруя и стараясь жить по христианским заповедям, и в том, что «никто не умирает насовсем».
Васильевский остров в фильмах Балабанова — это не просто место действия, но живая часть истории, воспоминаний и души режиссера.
Каждый адрес — символ, каждая линия — след на экране и в сердце Петербурга. Через 28 лет после «Брата» память и любовь к этому острову живы — в кадре и за ним.