Когда Петр I задумал свою новую столицу, он представлял себе не просто город, а идеальный город. Регулярный, симметричный, абсолютно не похожий на хаотичную, криволинейную Москву.
Но как заставить тысячи людей — от знатнейших вельмож до простых ремесленников, привыкших к бревенчатым избам посреди двора, — строить по-новому, по-европейски?
Ответ был в духе Петра: просто, гениально и принудительно.
Он поручил своему главному архитектору, швейцарцу Доменико Трезини, разработать “образцовые проекты” — по сути, первый в России каталог типового жилья.
Архитектура по регламенту
Идея была революционной. Вместо того чтобы каждый строил как бог на душу положит, жителям предписывалось выбирать один из утвержденных проектов, соответствующий их социальному статусу.
Это был не просто архитектурный, а глубоко социальный эксперимент. Трезини разработал несколько основных типов домов:
-
Для “именитых” (высшая знать). Двухэтажные каменные особняки, более просторные и богато украшенные, с высоким крыльцом и мезонином.
-
Для “зажиточных” (купцы, чиновники, состоятельные горожане). Одноэтажные дома, но тоже каменные или мазанковые (каркас, обмазанный глиной), с более скромным декором.
-
Для “подлых людей” (ремесленники, мелкие служащие). Самые простые, небольшие деревянные или мазанковые дома, часто совмещенные с мастерской.
Главное правило, общее для всех: дом должен был стоять строго по “красной линии” улицы, формируя единый, сплошной фасад.
Никаких заборов и садов перед домом — это было абсолютно чуждо русской усадебной традиции и прямо скопировано с улиц Амстердама, которые так восхищали Петра.
Как это выглядело на самом деле
Дома по проектам Трезини имели характерные черты, которые и определили стиль петровского барокко — сдержанный, практичный и по-северному строгий.
-
Высокие крыши. Крутые, “голландские” кровли, покрытые черепицей. Это было не только модно, но и практично — снег и дождевая вода с них сходили лучше.
-
Симметрия. Центральный вход, окна, расположенные на равном расстоянии друг от друга.
-
Скромный декор. Украшения были минимальны: плоские пилястры (лопатки) по углам и между окнами, простые наличники.
-
Цвет. Чтобы придать деревянным и мазанковым домам “каменный” вид, их часто штукатурили и красили в два цвета: стены в охристые, розовые или голубоватые тона, а детали декора (пилястры, наличники) — в белый.
Социальная иерархия в камне и дереве
Петровская идея стандартизации наглядно демонстрировала структуру общества того времени.
Категория жителей | Тип дома | Ключевые особенности |
---|---|---|
“Именитые” | Двухэтажный особняк | Камень или кирпич, центральный ризалит (выступ), парадный вход, больше комнат. Пример статуса. |
“Зажиточные” | Одноэтажный дом с мезонином | Мазанка или камень, 5-7 окон по фасаду. Комфортное жилье для среднего класса. |
“Подлые” | Одноэтажный домик | Дерево или мазанка, 3-5 окон по фасаду. Утилитарное жилье, часто с мастерской на первом плане. |
Что стало с этими домами?
Конечно, эксперимент не был идеальным. “Именитые” господа часто находили способы обойти регламент, нанимая собственных архитекторов и строя дворцы куда роскошнее типовых, как, например, дворец Меншикова, который хоть и выдержан в духе времени, но является абсолютно уникальным проектом.
А вот застройка Васильевского острова, который Петр видел центром города, долгое время действительно состояла из таких вот “образцовых” домиков, стоящих вплотную друг к другу вдоль прямых линий-каналов (которые так и не прорыли, превратив в улицы).
К сожалению, ни один из тех самых первых домов, построенных из дерева и глины, до наших дней не дожил. Их уничтожили время, наводнения и пожары.
Но главная идея Петра и Трезини выжила. Принцип регулярности, застройки улиц сплошным фасадом, внимание к единому стилю — все это стало архитектурным ДНК Петербурга.
И когда на месте скромных мазанковых домиков в XVIII и XIX веках начали расти величественные каменные дворцы и доходные дома, они вставали на те же самые “красные линии”, подчиняясь общему замыслу, рожденному почти триста лет назад.