Сегодня Троицкий мост — одна из самых узнаваемых доминант Петербурга, соединяющая Суворовскую площадь у Мраморного дворца с Троицкой площадью на Петроградской стороне и ведущая, по сути, прямо к началу Каменноостровского проспекта.
Но долгое время на этом стратегически важном месте существовали лишь временные наплавные мосты.
К концу XIX века Петроградская сторона активно росла и развивалась.
Возникла острая необходимость в постоянной, капитальной переправе, которая могла бы справиться с растущим потоком транспорта и пешеходов, а главное — стать достойным элементом парадной застройки центра города.
Идеальным поводом для реализации такого масштабного проекта стало предстоящее 200-летие Санкт-Петербурга, которое должно было торжественно отмечаться в 1903 году.
В 1897 году был объявлен международный конкурс на лучший проект нового моста. В нем приняли участие ведущие инженеры и архитекторы из разных стран Европы, включая Францию, Бельгию, Германию и, конечно, Россию.
Парижский триумф: французский проект и его воплощение
Среди множества представленных проектов победу одержал элегантный вариант, разработанный французской фирмой «Батиньоль» (Société de Construction des Batignolles) под руководством инженеров Фламана (Flamant) и Пуссье (Poussier).
Это была настоящая победа французской инженерной и архитектурной мысли.
Выбор французского проекта был неслучаен — он подчеркивал давние культурные и политические связи между Россией и Францией, которые в то время переживали период расцвета.
Троицкий мост задумывался и был воспринят как символ этой дружбы, своего рода «французский подарок» к двухсотлетнему юбилею Петербурга.
Более того, расположение моста имело символическое значение: он соединял исторический центр города с районом
Петроградской стороны, который в XIX — начале XX века был местом проживания и работы многих французов; именно сюда, к началу Литейного проспекта с его многочисленными французскими магазинами и мастерскими, вел мост с правой стороны Невы.
При строительстве моста использовались самые современные на тот момент технологии и лучшие материалы: высококачественная сталь для пролетных строений и гранит для опор и облицовки.
Изначально в работе участвовала даже знаменитая фирма Густава Эйфеля «Эйфель и Ко», хотя позднее ее заменила «Батиньоль».
Архитектурный стиль моста гармонично сочетал элементы модного тогда ар-нуво с классическими формами, создавая изящный и легкий образ.
Мост украсили элегантные фонари, художественные перила и гранитные обелиски на въездах, придав ему неповторимый парижский шарм.
Юбилейный старт и вечная красота
Торжественное открытие Троицкого моста состоялось в знаменательный день — 16 мая 1903 года, прямо в день 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга.
На церемонии присутствовал император Николай II, члены императорской семьи, высшие сановники и, конечно, многочисленные представители французской стороны, что еще раз подчеркнуло особое значение моста как символа франко-русской дружбы.
С момента своего открытия Троицкий мост по праву считается одним из самых красивых в Петербурге. Его изящные арки и декоративные элементы делают его настоящим произведением искусства.
С моста открываются захватывающие панорамные виды на главные доминанты города: Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Марсово поле.
Пережив революции, войны и смены названий (он был и Мостом Свободы, и Кировским мостом), Троицкий мост вернул свое историческое имя и по-прежнему остается не только важнейшей транспортной артерией, но и живым свидетельством истории, символом дружбы между народами и великолепным французским подарком, который уже более ста лет украшает парадную Неву.