Масленичные гулянья — один из любимых сюжетов российских художников. Гид Павел Перец провел свое исследование и установил, что эти народные развлечения, несмотря на свой, казалось бы, развлекательный характер, также послужили толчком к появлению цирка, способствовали развитию театра, эстрады и даже уличной рекламы.
Масленица — прообраз луна-парка?
Если мы посмотрим на хранящуюся в Русском музее акварель Гавриила Скородумова, написанную еще в екатерининское время, то увидим качели, сделанные по типу современного колеса обозрения, подвесной балаган с духовым оркестром, карусели. И это за век до появления первого в России луна-парка, который также был открыт в Петербурге в 1912 году.
Ледяные горы — русская забава
К этой же эпохе относится работа Кристиана Гейслера из собрания Московского исторического музея. Известный бытоописатель Павел Свиньин писал: «Масленица во всей Европе есть время торжества забав, а для русских главнейшее удовольствие составляют ледяные горы». Именно такую гору, обсаженную ёлочками, мы видим на этой гравюре. Здесь же присутствуют все те же балаганы.
Балаганы и народные представления
Английский живописец и гравер Джон Аткинсон показал вид Дворцовой площади еще без Александровской колонны, поскольку датировка этой работы — 1804 год. Здесь мы видим шатры-балаганы, куда, судя по всему, по команде устремляется народ на представления. Если приглядеться, можно увидеть, как в правом нижнем углу простолюдины сидят на карнизах, а один подсматривает в окна дворца.
Первые зазывалы и реклама
Наконец, известная литография Карла Беггрова с рисунка Сабата и Шифляра «Катальные горы на Царицыном лугу» из собрания Эрмитажа показывает важный элемент: балкон с зазывалами, который мы можем видеть на левой горке. Тот же Свиньин писал: «На балконах сих дурачатся паяцы и гремит разноголосая музыка. Посмотрите, как от доброго сердца хохочет добродушный народ над пестрыми сими Момусами. Один паяц лазает по кровле с маленьким медвежонком, одетым в детское платье. Другой с балкона отдает отчет хозяину своему о числе людей, идущих в комедию». По сути, это были первые формы уличной рекламы, привлекающие внимание к представлениям.
Проблемы парковки в XIX веке
Также Павел Перец подметил проблемы с парковкой во время этих праздников. Газета «Северная почта» приводит такую статистику о гуляньях на Исаакиевской площади в 1813 году: «Были дни, в которые с гор скатывалось по 7000 человек один после другого, а в театрах перебывало зрителей до 30 000. В первые три дни уже карет и колясок было по два и по три ряда вокруг качелей по всему пространству обеих площадей. Число же оных экипажей вообще на гулянье сем примерно полагать можно до 3000». Дело в том, что знать выезжала себя показать и на других посмотреть. Непосредственно в катании с гор и посещении уличных представлений она участия не принимала, предпочитая кружить вокруг народных гуляний в своих каретах, либо, выйдя из них ненадолго, наблюдать за действом со стороны.
Таким образом, Масленица в Петербурге не только была временем веселья и народных гуляний, но и оказала значительное влияние на формирование развлекательной индустрии и городской культуры.
Читайте также:
Можно ли отмечать православным Масленицу
Масленица под угрозой: петербуржцам продают суррогат вместо сметаны
Что произошло 25 февраля: три события, изменившие историю Петербурга