Последние новости
Теги
Категории

Небо над окраиной Петербурга: как Комендантский аэродром стал колыбелью русской авиации

Пилот, самолет
Небо над окраиной Петербурга: как Комендантский аэродром стал колыбелью русской авиации
Городовой ру

В начале XX века самые захватывающие зрелища в Петербурге происходили не в театрах и не на парадах, а на огромных пустынных полях на окраинах города.

До того как небо стало привычным транспортным коридором, оно было последним неосвоенным рубежом.

Первые аэродромы были не просто взлетными полосами, а настоящими научными лабораториями, испытательными полигонами и сценами для подвигов первых авиаторов.

И главным таким местом в столице стал Комендантский аэродром.

Комендантский аэродром: главная воздушная гавань империи

Расположенный к северу от Черной речки, на огромном поле, принадлежавшем коменданту Петропавловской крепости (отсюда и название), этот аэродром стал центром зарождающейся русской авиации.

  • Место для зрелищ: в 1910 году здесь прошел первый в России авиационный фестиваль — “Всероссийский праздник воздухоплавания”. Тысячи петербуржцев съезжались сюда, чтобы своими глазами увидеть чудо полета. Звездой этих шоу был легендарный авиатор Сергей Уточкин, чья смелость и мастерство превратили его в национального героя.

  • Испытательный полигон: комендантский аэродром был не только сценой, но и мастерской. Именно здесь гениальный конструктор Игорь Сикорский испытывал свои революционные самолеты. В 1913-1914 годах в небо над Комендантским полем впервые поднялись его гиганты — первые в мире многомоторные бомбардировщики “Русский витязь” и “Илья Муромец”, определившие будущее мировой тяжелой авиации.

  • Военный объект: с началом Первой мировой войны аэродром окончательно превратился в важнейший военный объект. Здесь формировались авиационные отряды, проходили подготовку летчики перед отправкой на фронт. Отсюда улетали на боевые задания первые российские асы.

Другие крылья столицы

Комендантский был главным, но не единственным аэродромом. Авиационная лихорадка охватила и другие окраины:

  • Корпусной аэродром: располагался на юге города, за Обводным каналом. Он также имел в первую очередь военное назначение и служил базой для подразделений Гатчинской авиационной школы — главной “кузницы кадров” для российской военной авиации.

  • Гатчинский аэродром: хотя он и находился в пригороде, его роль была огромной. Это был первый военный аэродром в России, где готовили летчиков и штурманов. Многие герои Первой мировой, в том числе и автор “мертвой петли” Петр Нестеров, были связаны с Гатчинской школой.

Эти летные поля были окнами в будущее.

Они притягивали самых смелых, талантливых и авантюрных людей эпохи, готовых рисковать жизнью ради покорения неба.

Исчезновение и вечная память

Судьба первых аэродромов была предрешена ростом самого города.

После Великой Отечественной войны Ленинград начал стремительно расширяться.

Самолеты становились все больше и быстрее, им требовались длинные бетонные полосы, и старые грунтовые поля внутри города перестали отвечать требованиям времени.

В 1960-х годах Комендантский аэродром был закрыт, а в 1970-х на его месте началось строительство огромного жилого массива.

То же самое произошло и с Корпусным аэродромом, на месте которого выросли промышленные и жилые кварталы.

Физически аэродромы исчезли, но они навсегда остались в памяти города.

Об их великом прошлом сегодня напоминает городская топонимика — названия улиц и проспектов, проложенных прямо по бывшим взлетным полям:

  • Проспект Испытателей

  • Улица Авиаконструкторов

  • Улица Уточкина

  • Площадь Сикорского

  • Станция метро “Комендантский проспект”

Сегодня, гуляя по широким проспектам Приморского района, трудно представить, что всего сто лет назад здесь, над этой самой землей, ревели моторы первых аэропланов, а тысячи людей, затаив дыхание, смотрели в небо, где рождалось будущее.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью