Когда гуляешь по центру Петербурга, часто смотришь вокруг — на здания, каналы, памятники. А вот на мостовую редко обращаешь внимание.
Между тем под ногами таится целая история города. Если идти от Невского проспекта в сторону Главного Штаба, то можно увидеть разные варианты мощения Петербурга.
Булыжная мостовая — самый древний камень
Это самый простой и древний вид. С большими, неровными камнями, как в Петропавловской крепости.
Мостовая из булыжника была дешевле в укладке и ремонте, но она шумела, и лошадям было тяжело ходить по ней из-за неровностей.
Чугунное мощение — крепкое и редкое
В Петербурге сохранился лишь крошечный участок такой мостовой в Кронштадте и кусочку на Большой Морской улице.
Чугунная мостовая считалась очень надежной и долговечной. Но из-за трудоемкости и дороговизны она не получила широкого распространения.
Деревянное мощение — тихая и плавная дорога
Уникальность Петербурга в том, что здесь впервые в мире начали использовать деревянные шестигранные шашки для мощения улиц, пишет Пикабу.
Эта идея принадлежит Василию Гурьеву, который еще в 1820 году предложил уложить на Большой Морской и других улицах такие деревянные «шестигранники».
Благодаря им движение машин стало куда тише, а дома перестали дрожать от грохота. Лошади чувствовали себя лучше и могли ездить быстрее без вреда для здоровья.
К сожалению, деревянные мостовые имели большой недостаток — после наводнений 1924 года они смывались водой и от этого многое пришлось перестилать заново. Так деревянная мостовая постепенно исчезла.
Брусчатка — настоящий каменный паркет
В конце XIX — начале XX века в Петербурге стала популярна брусчатка — это каменные кубики, чаще всего из гранита или габбро-диабаза.
В отличие от булыжника, каменные «шашки» имели ровные грани и укладывались плотно друг к другу, создавая красивое и надежное покрытие.
Такие мостовые встречались на Литейном и Вознесенском проспектах. Брусчатка выглядела гораздо элегантнее и служила дольше, но тоже шумела.