В середине февраля в одной из престижных школ Петербурга произошел резонансный случай насилия: 13-летние подростки издевались над сверстником с особенностями развития, засняли это на видео и распространили ролик в соцсетях.
Следственный комитет возбудил уголовное дело, а в обществе разгорелась дискуссия о росте жестокости среди несовершеннолетних.
Эксперты отмечают, что подобные случаи происходят не впервые, причем проблема становится все острее: снижается возраст агрессоров, а прилюдное унижение превращается в тренд.
Ответственность школы и директора
Портал «Городовой» обратился к адвокату Юлии Вербицкой-Линник с вопросом о ответственности школы за действия учеников.
«К сожалению, именно школу, как государственное образовательное учреждение, стороны конфликта имеют тенденцию обвинять», — отметила юрист.
Однако школа и директор не всегда несут ответственность за действия своих подопечных.
Гражданская и личная ответственность
Школа и директор, безусловно, ответственны за безопасность учеников в части соблюдения санитарно-технических норм и других видов безопасности.
«Однако, беззащитной школа оказывается перед случаями девиантного поведения подростков как из хулиганских побуждений (дети и подростки часто протестуют, не могут себя контролировать, не могут связываться с эмоциями), так и в силу различных заболеваний нервной системы, а также психолого-психиатрии. Достигнутый уровень инклюзивности в школах, к сожалению, не всегда комфортен и не всегда безопасен для остальных школьников — и эта сложная проблема, требующая непростого решения», — отметила адвокат.
Возмещение вреда и действия директора
Школа несёт гражданскую ответственность за детей, находящихся на ее территории во время образовательного процесса, и обязана возместить причиненный вред. Личная ответственность директора наступает в случае совершения им проступка или неправомерных действий.
К сожалению, формируется порочная практика обвинять школу во всех проблемах, включая внутрисемейные.
Проблема роста насилия среди подростков
Случай в петербургской школе — это не изолированный инцидент, а симптом более глубокой проблемы, а именно роста насилия и жестокости среди несовершеннолетних. Необходимо комплексное решение, включающее работу со школами, родителями и самими детьми.
Важно развивать эмоциональный интеллект у подростков, формировать толерантность и уважение к другим. Необходимо усилить работу со специалистами, занимающимися профилактикой насилия, и создавать механизмы быстрой и эффективной реакции на подобные случаи.
Читайте также:
Маленькие петербуржцы поедут бесплатно: как будет работать новая детская ЕКП
Льготы, выплаты и стипендии: как в Ленобласти в 2025 году поддерживают студентов
Петербург — город студентов? Как бы не так: вот какая доля пенсионеров в нем проживает