Многие режиссёры пытались добиться максимального реализма, снимая сцены тюрем прямо в «Крестах» — одном из самых мрачных мест Петербурга.
Там работали съёмочные группы «Тайн следствия», «Невского», «Шерлока в России», и актёры признавались: находиться там было по-настоящему тяжело.
Но с годами все пришли к выводу: зритель не замечает разницы между съёмками в настоящей тюрьме и в павильоне. Оказалось, что вся эта тяжёлая атмосфера была не более чем ненужным испытанием для актёров.
«Тайны следствия»: пугающий реализм, который не стоил усилий
В первых сезонах «Тайн следствия» Анне Ковальчук (Мария Швецова) приходилось сниматься в настоящих «Крестах». Тогда казалось, что без этого нельзя создать нужную атмосферу.
Однако спустя годы актриса признавалась, что зритель не отличил бы павильон от настоящей тюрьмы. Было очень тяжело морально — как и съёмки в морге, которые тоже были в первых сезонах.
Сегодня в новых сезонах «Тайн…» тюрьму уже не снимают в «Крестах» — всё делается в студии. И на восприятие это никак не влияет.
«Невский»: актёры чувствовали настоящую тревогу
В 2021 году в «Крестах» снимали сцены шестого сезона «Невского», где главный герой Павел Семёнов (Антон Васильев) оказывается в СИЗО.
«Несколько месяцев подряд я целовал утром детей, говорил: "Папа едет на работу" и ехал в тюрьму на съемки шестого сезона. Даже слегка прикоснувшись к этому миру, начинаешь вдвойне ценить минуты, проведенные на свободе рядом с близкими людьми», — передавал МК.
Актриса Анастасия Забирова (адвокат Мария Завьялова) тоже вспоминала, что это были самые сложные съёмочные дни.
«Шерлок в России»: тяжёлая атмосфера, которую можно было воссоздать в павильоне
В историческом детективе «Шерлок в России» часть сцен снимали в «Крестах», хотя на тот момент они уже не использовались как действующий СИЗО.
Режиссёр сериала признавался, что съёмки в «Крестах» оставили тяжёлый след. Когда оказываешься в этом месте, сразу понимаешь, сколько людей здесь пострадало.
Вывод: зачем это было нужно?
Все актёры, работавшие в «Крестах», чувствовали сильное давление. Но спустя годы стало ясно, что на экране это не дало никакого эффекта — всё можно было снять в павильоне.
Сегодня технологии позволяют воссоздать любую локацию в студии, и режиссёры больше не стремятся к такому экстриму. «Кресты» остались лишь воспоминанием о бессмысленных жертвах, которые актёрам пришлось терпеть ради реализма, который никто не заметил.