Последние новости
Теги
Категории

Глинка как Пушкин, но в музыке: рождение русской композиторской школы в Петербурге XIX века

Глинка как Пушкин, но в музыке: рождение русской композиторской школы в Петербурге XIX века
Глинка как Пушкин, но в музыке: рождение русской композиторской школы в Петербурге XIX века
Городовой ру

Михаил Глинка — основатель русской классической музыкальной школы в XIX веке.

До Глинки в России была замечательная музыка: народная, церковная, популярные романсы и блестящие исполнения европейских опер. Но не было русской профессиональной композиторской школы как целостного художественного явления.

Глинка стал её создателем, совершив двойной синтез.

1. Европейская форма + русская душа

Глинка блестяще владел европейской композиторской техникой, которую изучал в Италии и Германии. Он не просто копировал её, а наполнил подлинно русским содержанием.

В опере «Жизнь за царя» он использовал народные песенные интонации, но выстроил их в форму большой героической оперы-драмы европейского масштаба. Он доказал, что русский сюжет и мелодика могут стать основой произведения, равного по мощи и сложности лучшим образцам западного искусства.

Это был ответ на культурный комплекс неполноценности: мы не периферия, мы — самобытная часть общеевропейского процесса.

2. Профессионализм + национальная идентичность

Глинка поднял русскую музыку с уровня эмпирики (обработки народных песен) и ремесла (создание танцев для балов) на уровень высокого профессионального творчества.

Его симфонические произведения (увертюры, фантазии) и романсы показали, что русский композитор может работать во всех жанрах. Он создал прецедент.

После него появилась цель для других: не подражать итальянцам, а искать свой голос в рамках мировой музыкальной культуры.

Его опера «Руслан и Людмила» задала новый жанр — оперу-сказку, оперу-былину, открыв путь для фольклорно-эпических поисков будущих композиторов.

«Первый русский композитор» как статус

Глинку называют «Пушкиным в музыке» не только за значение, но и за функцию.

Как Пушкин создал современный русский литературный язык, так Глинка создал его музыкальный эквивалент — систему интонаций, гармоний, тембров, которая стала основой для всей последующей школы от Чайковского до Стравинского.

Установка памятника Глинке у Консерватории — акт признания его как основателя традиции.

Его наследие — не просто две оперы, а целая культурная программа, которую подхватили и развили следующие поколения, уже имея перед собой русский, а не иностранный, образец для подражания и преодоления.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью