Пригороды Петербурга стали величайшей творческой лабораторией, где апробировались и достигали совершенства основные стили и идеи эпохи.
1. Архитектура
Здесь работали лучшие зодчие:
- Растрелли (барокко Царского Села и Петергофа),
- Ринальди (Китайский дворец в Ораниенбауме),
- Камерон, Кваренги, Старов (классицизм Павловска, Царского Села).
Пригородные дворцы, менее связанные с плотной городской застройкой, позволяли экспериментировать с формами, создавая эталоны стиля, которые потом влияли на столичную архитектуру.
2. Садово-парковое искусство
Здесь произошла эволюция от регулярного французского парка (Петергоф с его прямыми аллеями) к пейзажному английскому (Павловск, часть парка в Царском Селе).
Это был не просто сменой моды, а сменой философии: от представления о полном подчинении природы разуму — к идее созерцания её «естественной» красоты, что отражало общие тенденции европейской мысли.
3. Интерьер и декоративно-прикладное искусство
Убранство залов, мебель, фарфор, шпалеры создавались лучшими русскими и иностранными мастерами, формируя эталон вкуса. Пригороды были главными заказчиками и выставочными залами для императорских фарфорового, стекольного, бронзового заводов.
4. Литературный и поэтический миф
Уже в конце XVIII века пригороды начинают осмысляться в литературе как идеальные, поэтические локусы.
Царское Село, благодаря Лицею, станет колыбелью золотого века русской поэзии.
«Жемчужное ожерелье» подарило русской культуре не только шедевры камня, но и мощные образы-символы, наполненные историческими, личными и философскими смыслами. Оно стало воплощением диалога российской имперской культуры с природой и с самой собой.